Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Постсоветская экономика Белоруссии

Небогатая жизнь, обеспеченная долларами из России

«Беларуськалий», Солигорский район
«Беларуськалий», Солигорский район Фото: Homoatrox/Wikicommons

Экономика современной Республики Белоруссия – продукт советской плановой системы и политики руководства СССР: идея была создать в Советской Белоруссии «витрину» реального социализма, образца для подражания стран социализма в Восточной Европе.

При финансовой и ресурсной поддержке союзного центра в 1950–1980-е гг. в Белоруссии был создан мощный аграрно-индустриальный комплекс, включавший как развитое по тем временам сельское хозяйство, так и передовое сельскохозяйственное и транспортного машиностроение. Изначально экономика республики зависела от поставок энергоносителей и комплектации для машиностроения из России. Белоруссия традиционно считается страной с бедной ресурсной базой. По разным оценкам до настоящего времени не более 10% выпускаемой в республике продукции обеспечено собственным сырьем.

В середине 1990-х гг. вместе с приходом к власти первого президента Александра Лукашенко перед руководством Белоруссии встали задачи, с одной стороны, поддержать работу основных производств и сельского хозяйства в советском формате (плановость, государственная собственность и т.д.), а с другой, – обеспечить работу народного хозяйства Белоруссии финансово-ресурсной поддержкой со стороны России.

Провозглашение Александром Лукашенко политики интеграции с Россией частично решило проблему доступа Белоруссии к российскому рынку энергоносителей по внутренним российским ценам. Одновременно многолетняя оплата Москвой российско-белорусского интеграционного проекта позволила белорусским властям сохранить в республике основы постсоветской экономики. 82% промышленных активов Белоруссии находятся в государственной собственности, на долю государственных предприятий приходится 69% ВВП страны, на них трудятся две трети экономически активного населения республики. В сельском хозяйстве в целом сохраняется совхозно-колхозная система (колхозы переименованы в кооперативы).

Ведущую роль в экономическом выживании современной Белоруссии всегда играли дотации из России. На 1 января 2020 г. общая сумма финансово-ресурсной поддержки белорусской экономики со стороны России (в основном российского бюджета) за последние 15 лет составили более $133 млрд. Но жизненный уровень населения остается низким. Белоруссия – одна из самых бедных стран Европы.

С 1994 г., на основе год от года растущей поддержки со стороны России, сформировалась специфическая белорусская национальная экономическая модель, в основе которой лежат политические факторы:

  • безусловного доступа к дешевым российским энергоносителям;
  • неограниченного доступа к российскому рынку;
  • преобладания в экономике Белоруссии государственного сектора (принимаемые в программы приватизации имеют декларативный характер);
  • закрытого национального рынка (в Белоруссии второе десятилетие выполняется программа импортозамещения, проводится кампания «Покупайте белорусское!», включающая нормирование ассортимента в розничной торговле, белорусское руководство сохраняет 18 нетарифных ограничений против поставок российских товаров);
  • сохранение во многом плановой экономики, регулирование оптовых и розничных цен, перегруженная налоговая система и т. д.

Высокий уровень финансово-ресурсной поддержки со стороны России подкрепляется постоянным политическим маневрированием белорусского руководства вокруг идеи российско-белорусской экономической и политической интеграции (Союзное государство Белоруссии и России) и готовностью официального Минска к формальному участию в любых новых интеграционных проектах, инициируемых российским руководством. Одновременно участие Белоруссии в интеграционных проектах позволяет белорусским властям все социально-экономические проблемы преподносить населению или как результат «разрыва хозяйственных связей», неготовности России «платить за интеграцию», или объяснять их внешнеэкономическими кризисами, которые приходят в экономику Белоруссии через Россию.

Сохранение белорусской экономики в «замороженной» постсоветской стадии ввергло народное хозяйство Белоруссии в постоянный системный кризис, частота обострения которого регулируется только очередными российскими кредитами и ростом поставок сырой нефти на белорусские нефтеперегонные заводы. Основные надежды белорусские власти по-прежнему возлагают на финансово-ресурсную поддержку России. Как следствие кризисных явлений в белорусской экономике, более 700 000 белорусских граждан в 2020 г. работают в России. В целом из 4,2 млн человек трудоспособного населения Белоруссии в конце прошлого года более одного миллиона работало вне страны.

Белорусская экономика продолжает испытывать острый дефицит зарубежных инвестиций и высокоэффективных новейших технологий. Проводимая белорусскими властями модернизация промышленного потенциала во многом носит декоративный характер и сводится к тиражированию устаревших производств.  По этой причине в белорусской экономике постепенно набирают обороты процессы деиндустривализации и формирования миграционной экономики.

Несмотря на многолетнюю поддержку со стороны России, в последние годы экономика Белоруссии практически не развивается. ВВП, достигнув примерно $60 млрд, несколько лет не растет. Надо заметить, что в Белоруссии принята весьма своеобразная методика исчисления ВВП, включающая в себя не только реализованную, но и находящуюся на складах предприятий продукцию.

Сальдо внешней торговли товарами традиционно отрицательное – в среднем $6 млрд. До 48% экспорта Белоруссии идет в России, а основные статьи экспорта Белоруссии на мировые рынки ограничены поставками нефтепродуктов из российской нефти и белорусских калийных удобрений. Республика нуждается в инвестициях, новых технологиях и рынках, но специфика политического режима сужает количество спонсоров до России и Китая.

Очередное обострение структурного кризиса в Белоруссии началось в 2019 г. – он повлиял и на формирование основы протестного голосования на президентских выборах 9 августа 2020 г. С одной стороны, с 2016-2017 гг. в белорусском машиностроении обозначился технологический кризис, советское технологическое наследство было полностью потрачено. С другой стороны, с 2018 г., когда российское руководство приступило к санированию союзных отношений в формате реальной экономической интеграции, Минск стал терять каналы дотирования из российского бюджета. Белоруссия не смогла в 2018-2019 гг. обслужить российские кредиты за счет бюджета России, что фактически закрыло Минску российскую кредитную линию. Белоруссия до сих пор не выплатила ни один из российских кредитов, постоянно отодвигая расчеты на годы вперед.

С декабря 2019 г., с вступлением Беларуси в «нефтяную войну» с Россией, потерял актуальность основной дотационный «канал» - нефтяной. Следом, с фиксацией цены на газ на 2020 г., для Минска фактически закрылась «газовая» дотация. Попытки радикально снизить цену на газ не увенчались успехом.

В 2020 г. проблемы экономики Белоруссии вошла в резонанс с провальной политикой Александра Лукашенко в отношении пандемии коронавируса. Стал сокращаться основной рынок сбыта белорусских товаров – российский. Во время президентской предвыборной кампании, которая велась в антироссийском ключе, были приняты политические решения, которые стали роковыми для белорусской банковской системы. В частности, в июне текущего года был захвачен российский Белгазпромбанк, что в итоге привело к блокаде белорусских банков со стороны банков Евросоюза и России.

Начавшиеся после президентских выборов 9 августа 2020 г. народных протесты стимулировали белорусское население снимать деньги с депозитных счетов в белорусских банках и выкупать наличную валюту. В августе и в начале сентября 2020 г. население выкупило $1,5 млрд, что вместе с множеством негативных экономических факторов, изложенных выше, финансово обескровило белорусскую банковскую систему. Попутно резко сократили производство основные «валютные цеха» республики – «Беларуськалий», предприятия белорусской нефтехимии и т. д.

Белорусская экономика оказалась на грани коллапса, и 14 сентября 2020 г. президент России Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко объявил, что выдаст $1,5 млрд в кредит, что, однако, только на ограниченное время стабилизирует курс белорусского рубля и ограниченно оживит белорусскую экономику.

В последние 25 лет Россия регулярно приходит на помощь Белоруссии, выдавая ей срочные кредиты и продавая энергоносители по преференциальным ценам. Отсутствие структурных экономических реформ и нежелание белорусской стороны идти на реальную экономическую интеграцию с Россией обрекают белорусскую экономику на очередные кризисы и деиндустриализацию.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку