«Все дно — мертвое. Осьминоги, рыба, морские звезды и ежи — все мертвы от мыса Налычева до Авачинской бухты. А это больше 40 км», — пишет в своем инстаграме одна из серферов. Таких сообщений масса, многие сопровождаются изображениями огромного количества погибших и пострадавших животных. Халактырский пляж на Камчатке — одно из любимых мест тренировок российских серферов, по сообщению «Спорт-экспресса», в сентябре там каталось по 200 человек в день.
Желтая вода и резь в глазах
«Это началось примерно 9 сентября, — рассказал VTimes директор туроператора Team Trip Михаил Коростелев. — У серферов появилась резь в глазах, симптомы отравления. Вода была несоленая и желтая. Сначала этому не придали значения, подумали, что глаза болят от солнца, а живот — от кишечной инфекции. Но потом выяснилось, что те же симптомы есть у людей, просто находившихся на пляже и не контактировавших с водой. Дайверы обнаружили на дне мертвых животных, которые были как вареные, морские ежи теряли иголки. Неделю назад был шторм, после которого на берег выбросило очень много мертвых животных. И тогда стало понятно, что речь идет о серьезном загрязнении, которое не осталось на поверхности, а дошло до дна».
Власти озаботились проблемой в конце сентября. Но пока установили только превышение нормы по нефтепродуктам (почти в 4 раза) и фенолам (в 2 раза). Стекло химической посуды покрылось маслянистой субстанцией ярко-желтого цвета, сообщал врио министра природных ресурсов Камчатского края Алексей Кумарьков. И объяснил, что это может говорить о загрязнении техническим маслом.
Начальник Камчатгидромета Вера Полякова признала, что первые пробы были взяты на поверхности, хотя теперь понятно, что загрязнение было в придонном слое. «Именно поэтому первоначальные пробы не показали значительных превышений по нефтепродуктам и фенолу», — объяснила она.
«Местные лаборатории могут выявлять только эти вещества, поэтому их и показали», — говорит бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, теперь занимающийся уничтожением опасных отходов.
С таким еще не сталкивались
Только 4 октября самолетом в Москву были отправлены пробы воды, песка, донных отложений, образцы погибших моллюсков, животных, сообщает Минприроды Камчатского края. Это 250 кг груза, который в Москве встретят сотрудники российских центров токсикологии, химии и биологии. Пробы взяты рано утром 4 октября с поверхности, из глубины и с береговой полосы в нескольких точках – в районе Халактырского пляжа, в бухтах Малая и Большая Лагерная, в акватории Авачинской бухты.
Размер ущерба природе пока неясен, ответил VTimes представитель Росприроднадзора. «Специалисты Росприроднадзора взяли пробы, ждем результатов», — сообщил министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин. Результаты будут известны в понедельник, уточнил представитель Минприроды. «Сначала нужно определить загрязняющее вещество, после этого будем выдвигать версии. По итогам исследования будем делать выводы. С таким загрязнением мы еще не сталкивались», – заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Это не нефтепродукты, а длящееся загрязнение
Пока речь шла о нефтепродуктах, появилась версия, что виновником катастрофы стал танкер. «Мимо пляжа проследовал по морскому пути коммерческий танкер с течью, которая была устранена», — писало агентство ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах Дальневосточного региона. «Это ни по масштабу, ни по последствиям не похоже на загрязнение нефтепродуктами, которое обычно затрагивает поверхность и наносит вред птицам, а не придонным животным», — замечает Коростелев. Загрязнение, судя по сообщениям, добралось до Курильских островов, продолжает он. Телеканал АСТВ сообщил о большом количестве погибших морских животных, которых выбросило на побережье курильского острова Парамушир. "Берег усыпан мертвыми осьминогами, морскими ежами, крабами, моллюсками, камбалой. Вряд ли это связано со штормом: непогода у нас через день, но никого так массово не выкидывает", — сообщил astv.ru житель Северо-Курильска Александр. Это не может быть разлив нефтепродуктов, вещество явно тяжелее воды, и это острый токсин, считает руководитель «Эковахты Сахалина» Дмитрий Лисицын. И это явно длящееся загрязнение, а не разовый выброс — за три недели было два шторма, а вода продолжает оставаться токсичной.
Новости с Парамушира говорят, что масштабы очень большие. «Это серьезная утечка, которую важно обнаружить и пресечь как можно скорее», — говорит он.
Пестициды или ракетное топливо
Причиной может быть утечка пестицидов, которые захоронены у подножья вулкана Козельский, предполагает Митволь. Единственное предприятие в России, которое умеет обезвреживать пестициды, — Томский полигон, утверждает Митволь (он один из акционеров полигона). Последний раз пестициды с Камчатки туда вывозили в 2011 г., после этого камчатская прокуратура неоднократно требовала с ними что-то сделать.
Утечка могла произойти и на Радыгинском полигоне, где захоронено 200 т ракетного топлива: в сентябре дважды были сильные паводки из-за дождей, говорит Лисицын. Еще 20 лет назад газета «Рыбак Камчатки» писала, что «когда над поселком Радыгино появляется ядовито-желтое облако, местные жители сразу понимают, в чем дело»: в 1998 г. стоявший там зенитно-ракетный полк расформировали, а топливо, которое он охранял, оказалось бесхозным.
Может быть, это утечка с действующих военных объектов, не исключает Лисицын. Например, после запуска ракет остается гептил (вещество по токсичности сопоставимое с химическим оружием), а последние стрельбы недалеко от Халактырского пляжа проводились в сентябре, их слышали местные жители, говорит Лисицын.
«Очевидно, что кто-то хотел замять проблему, и причиной тяжести последствий стала чья-то халатность, — замечает председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. — Также очевидно, что теперь это не удастся благодаря вниманию общественности».
На человека надежды нет
Росприроднадзор отправил запрос в Минобороны (об учениях в районе пляжа), в Роспотребнадзор (о количестве обратившихся за медицинской помощью) и в Следственный комитет (с просьбой возбудить уголовное дело по статье «загрязнение вод»). VTimes ознакомились с копиями писем, подлинность подтвердил представитель Росприроднадзора.
Не верится, что кто-то действительно понесет наказание, скептичен генеральный директор туристической компании «Край вулканов» Эдуард Фролов. Он надеется, что к следующему сезону обстановка наладится, катастрофа забудется, и океан сам восстановится: «На человека, как ликвидатора аварии, если она действительно была, надеяться уж точно не стоит».