Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Особо охраняемые природные территории выходят за границы закона

Госдума раccматривает опасный для природы России документ

Татьяна Шувалова, директор программы WWF России «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования»
Фото: pixabay

Сегодня весь мир стал свидетелем того, как умирают тысячи обитателей одной из самых ценных с точки зрения биологического разнообразия территорий. Ситуация на Камчатке – яркое свидетельство того, как несовершенна система экологического контроля, как важно, чтобы законы работали и защищали уязвимую дикую природу от человеческой непредусмотрительности и халатности.

Но 13 октября совет Госдумы должен рассмотреть законопроект, который даст возможность менять границы национальных парков. Примечательно, что только за последние полгода это уже третий законопроект, предлагающий допустить изменение границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ: заповедники, национальные парки, заказники и пр.). Несмотря на то что идеи поступают из разных источников, все они опасны для природы России.

Закон, уже принятый в конце июля, инициировали депутаты Госдумы.

Он должен увеличить пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей — для этого региональные власти получили право изменять границы охраняемых в регионе территорий на основании одной только утвержденной документации по планировке территории, без государственной экологической экспертизы сооружений, которые там планируется строить. Этот законопроект подвергся серьезной критике как экологов, так и юристов, но с незначительными доработками был принят.

Другой проект закона (пока не принят и также находится в Госдуме) предложен Госсоветом Удмуртии. Разрешить изменять границы охраняемых природных территорий необходимо, пишут авторы пояснительной записки, если об этом просят, например, нефтедобывающие компании или другие предприятия, которые уже находятся на ООПТ, и из-за ограничений не могут работать полноценно. Но особо охраняемые природные территории — это общенациональное достояние, они изъяты из хозяйственного использования (полностью или частично) как раз ради их сохранности. Никакие экономические интересы не могут быть основанием для изменения границ. Иначе мы уничтожаем саму концепцию особо охраняемых территорий, забываем их значение для экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

И наконец, последний законопроект (предложен сенаторами и депутатами, в том числе председателем Комитета по экологии Владимиром Бурматовым) решает, по мнению его авторов, проблемы людей, живущих на территориях национальных парков (не всех ООПТ). Их законные права и интересы ущемлены «жестким запретительным правовым режимом», и власти могут смягчить его – авторы предлагают снять ограничения на оборот участков, находящихся одновременно на территории национального парка и населенного пункта. Кажется, проблема решена, добавить нечего, – но проницательный читатель обнаружит в законопроекте пункт, предоставляющий федеральному правительству широкие полномочия по изменению границ национальных парков. К чему это?

Ответ напрашивается сам собой. Это просто не совсем честный способ разрешить осваивать участки, входящие в границы нацпарка (что возможно только в одном случае – если такие участки будут исключены из нацпарка решением об изменении его границ), прикрыв их социально-значимыми целями.

Таким образом, какими бы разными с точки зрения юридической проработки и набора аргументов ни выглядели перечисленые законопроекты, они все имеют одинаковую цель – создать устойчивую правовую основу для изъятия из ООПТ земельных участков, представляющих интерес с точки зрения их хозяйственного освоения.

Сегодня законом  об особо охраняемых природных территориях  предусмотрена  только одна возможность менять их границы – в сторону расширения территорий. И это не упущение законодателя, как стараются нас убедить инициаторы законопроектов. В этом была его воля, его желание защитить то прекрасное и уникальное природное богатство, которое он пытался сохранить для нас и наших детей, создавая заповедники и национальные парки.

Порой только целостность и неприкосновенность территорий ООПТ могут гарантировать сохранность природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение. Отсутствие таких гарантий может уничтожить гектары лесов и, как следствие, огромное число популяций и видов. Ведь в каждом дереве, норе или ручье может оказаться самая последняя особь исчезающего вида или популяции.

Поправки уничтожат дух закона об особо охраняемых территориях. А когда дух уничтожен, такой закон перестает быть нужным обществу и государству, так как он больше не защищает тех ценностей, ради охраны которых был создан.

Голосуя против законопроектов, предлагающих менять границы национальных парков, мы голосуем за сохранение нашей природы как основы благополучия граждан России. Призываю депутатов Государственной думы при принятии решений действовать в интересах россиян, чье право на благоприятную окружающую среду гарантировано Конституцией.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку