Компании, в том числе добывающие ископаемое топливо, могут лишиться поддержки не только крупнейших институциональных инвесторов, которые пообещали «озеленить» свои портфели. Кредитование со стороны глобальных банков тоже может иссякнуть.
Группа из 35 ведущих институциональных инвесторов, которые управляют активами на $11 трлн, во вторник призвала 27 американских, европейских, канадских, китайских и японских банков принять активное участие в борьбе с изменением климата. Им предложено увязать свою политику в области финансирования с целями по достижению нулевых нетто-выбросов углекислого газа к 2050 г., в том числе за счет установки промежуточных целей; выходить из проектов и переставать кредитовать компании, не демонстрирующие прогресса в достижении целей Парижского соглашения по климату; увеличивать финансирование зеленых проектов; увязать вознаграждение менеджеров с достижением климатических целей.
В ответ группа из 43 банков, включая Bank of America, Barclays, BNP Paribas, Deutsche Bank, Citigroup и др., объявила в среду о планах очистить свои кредитные и инвестиционные портфели от вредных выбросов.
Европейские управляющие компании, которые входят в Группу институциональных инвесторов по борьбе с изменением климата (Institutional Investors Group on Climate Change — IIGCC) и в числе которых Amundi, Aviva Investors, Legal and General Investment Management, M&G Investments, Nordea Asset Management, Northern Trust Asset Management, инвестфонд Церкви Англии и др., отметили, что с 2016 г., когда Парижское соглашение вступило в силу, 60 крупнейших банков мира предоставили работающим с ископаемым топливом компаниям $3,8 трлн.
Между тем, указывается в обращении инвесторов, по оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), только для перехода к низкоуглеродной энергетической системе необходимо ежегодно $3,8 трлн инвестиций: «Банковский сектор играет критическую роль в том, чтобы совместить реальную экономику с достижением цели по сокращению нетто-выбросов до нуля к 2050 г. или ранее и ограничению потепления 1,5 градусами».
«Проблема сегодня заключается в том, что слишком многие банки, принимая решение о финансировании, не учитывают вред для климата и что слишком много денег направляется в углеродоемкие проекты, от которых нам так отчаянно нужно сегодня уходить», — заявила Наташа Лэнделл-Миллз, директор по ответственному инвестированию британской Sarasin & Partners.
Банки, к которым обратились инвесторы:
Agricultural Bank of China, Bank of America, Bank of China, Bank of Montreal, Barclays, BNP Paribas, China Construction Bank, CIBC, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Groupe Crédit Agricole, HSBC, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), ING Bank, JP Morgan Chase, Mitsubishi UFJ FG (MUFG), Mizuho FG, Morgan Stanley, Royal Bank of Canada, Scotiabank, SMBC Group, Société Générale, Toronto Dominion, UBS, Wells Fargo.
Ряд банков ранее установили зеленые цели. Проблема в том, что они связаны с вредными выбросами, входящими в так называемые сферы охвата 1 и 2 — от собственной деятельности и получаемой для нее электроэнергии. У финансовых компаний это небольшие показатели, такие цели не дадут «нужного эффекта», указывают инвесторы, поскольку не включают сферу охвата 3 — выбросы у поставщиков и клиентов.
Инвесторы предложили банкам несколько инициатив.
Обязательство свести нетто-выбросы к нулю до 2050 г.:
- поскольку подавляющая часть выбросов у банков связана с их услугами, включая коммерческое, проектное и розничное кредитование, инвестбанковские услуги, торговлю ценными бумагами и т. д. (сфера охвата 3), основные усилия должны быть направлены на то, чтобы свести эти непрямые выбросы к нулю до 2050 г.;
- установить четкие промежуточные цели, постоянно ужесточать условия финансирования.
Сотрудничество и отказ в финансировании:
- разработать кратко- и среднесрочные цели по сокращению выбросов (сферы охвата 1–3) по секторам/регионам, чтобы применять их при определении условий финансирования, сокращать его для нарушителей, наращивать зеленое финансирование. Ежегодно сообщать в отчетности об успехах в достижении целей;
- выделить секторы и отрасли, на которые энергетический переход окажет наибольшее финансовое воздействие (в соответствии с рекомендациями Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата, — TCFD): энергетика; транспорт; материалы и строительство; сельское хозяйство, продукты питания и лесная продукция. В приоритетном порядке сокращать финансирование деятельности, уже не совместимой с целями Парижского соглашения. Стимулировать всех клиентов раскрывать информацию по принципам TCFD и как минимум — из вышеназванных критических отраслей;
- стимулировать клиентов не продавать углеродоемкие активы, а либо выводить их из эксплуатации, либо переоборудовать с использованием зеленых технологий;
- разработать четкие критерии отказа в финансировании.
Наращивание зеленого финансирования:
- разработать стратегии с четкими целями по увеличению зеленого финансирования. Выбросы, которых удается избежать в результате таких услуг, не должны идти в зачет при расчете выбросов банка в сфере охвата 3.
Управление климатическими рисками:
- весь совет директоров несет ответственность за то, чтобы стратегия банка соответствовала обязательству сократить выбросы до нуля;
- комитет по вознаграждениям должен увязать их с выполнением этого обязательства и достижением промежуточных целей;
- комитет по аудиту должен включать в финансовую отчетность информацию о существенных климатических рисках, а комитет по рискам — интегрировать их в риск-модели.
Инвесторы обратились к коммерческим банкам, между тем, своеобразный путь последним уже указывают международные банки развития. «Недавно для систематизации подходов и оценок мы разработали стратегию, учитывающую при финансировании выбросы углекислого газа», — рассказал во вторник Панайотис Гаврас, директор по политике и стратегии Черноморского банка торговли и развития, на конференции «ESG — новый фокус для развивающихся рынков», организованной «Ренессанс капиталом».
«Еще 10 лет назад в странах, расположенных вокруг Черного моря, практически не думали о вопросах, связанных с изменением климата, окружающей средой, а проекты в области, например, возобновляемых источников энергии (ВИЭ) были нерентабельными. Сейчас почти все эти страны подписали Парижское соглашение, поставили цели по сокращению вредных выбросов и очищению электрогенерации. Для некоторых это в том числе геополитический императив, потому что таким образом они сократят энергозависимость от некоторых других стран. В результате в секторе чистой энергетики начался инвестиционный бум. Он неравномерный по странам, но, например, в Греции, которая десятилетие назад пережила тяжелейший долговой кризис, где большинство секторов вообще не могли привлечь инвестиции, это получилось сделать в возобновляемой энергетике. И сейчас более трети электричества в Греции производится из ВИЭ», — сказал Гаврас.
В среду 43 ведущих мировых коммерческих банка объявили о создании под эгидой ООН Банковского альянса за нулевые нетто-выбросы (Net-Zero Banking Alliance — NZBA). Его члены пообещали:
- соотнести свои кредитные и инвестиционные портфели с целями по сокращению выбросов до нуля к 2050 г. или ранее;
- в течение полутора лет после вступления в альянс каждый банк должен установить цели на 2030 г., а затем вводить промежуточные цели каждые пять лет;
- приоритетом для цели на 2030 г. станут секторы, в которых действия банков могут дать наибольший эффект, т. е. наиболее углеродоемкие секторы в их портфелях;
- в течение трех лет после вступления в альянс каждый банк установит отраслевые цели для наиболее углеродоемких секторов;
- ежегодно публиковать данные о выбросах, а в течение года после установки целей отчитываться о прогрессе в их достижении.