Хотя странам ЕС пока не удалось договориться об эмбарго на российскую нефть, в правительстве готовятся к худшему.
Запад продолжит искать возможности для давлению на Россию и будет добиваться снижения доходов российского бюджета, заявил в пятницу премьер-министр Михаил Мишустин.
«Надо быть готовым к любому развитию ситуации», - сказал он, добавив, что в этих условиях необходим ответственная бюджетная политика и решения, которые бы нивелировали негатив.
«Важно точно и качественно таргетировать наши <..> расходы, соблюдать баланс между мерами помощи и сохранением финансовой и ценовой стабильности», - цитирует Мишустина «Интерфакс».
Состоящий на 38% из нефтегазовых доходов, федеральный бюджет уже чувствует «боль» от санкций: хотя экспорт российской нефти в апреле даже вырос, заплатить за это пришлось беспрецедентными скидками, превышающими 35 долларов за баррель.
Масла в огонь подлило укрепление рубля, который достиг 2-летних максимумов к доллару и почти 5-летних к евро. В апреле бюджет недобрал 133 млрд рублей относительно плана, а с начала войны - 435 млрд, отчитывался в начале мая Минфин
Сверстанный с профицитом в размере 1,3 триллиона рублей бюджет постепенно скатывается в дефицит. В апреле доходы казны оказались меньше расходов на 350 млрд рублей, оценивает аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
С начала года бюджет все еще в плюсе - примерно на 800 млрд рублей, но накопленная в первые месяцы года «подушка безопасности» тает. И вскоре от нее не останется ничего: по итогам года бюджет получит дефицит на 1,6 триллиона рублей, говорил в конце апреля глава Минфина Антон Силуанов.
Цена нефти в рублях - ключевой показатель для сырьевых доходов казны - к середине мая упала до 4880 рублей за баррель. Это более чем вдвое ниже среднего уровня марта и близко к «болевому порогу» бюджета, который сверстан из расчета 4500 рублей за бочку Urals, указывает аналитик «Открытие Research» Фарида Исхакова.
С учетом антикризисных расходов на 4 триллиона рублей дефицит казны к концу года может достичь 2,7 триллиона рублей, оценивает она. Это означает, что без обеспечения налоговой выручкой останется каждый десятый потраченный правительством рубль.