Еврокомиссия намерена в среду опубликовать план на 195 млрд евро, предполагающий полное избавление от российских нефти и газа к 2027 г. После развода с Россией Европа, по всей видимости, уже больше никогда не будет покупать у нее энергоресурсы, считают представители нефтегазовой отрасли.
Моральное решение
Единственная возможность для России вернуться в мировую энергетическую систему — если Владимир Путин «быстро изменит позицию» в украинском конфликте, заявил Кори Джадд операционный директор австралийского подразделения Chevron. Это, впрочем, маловероятно, сказал он, выступая на нефтегазовой конференции в австралийском Брисбене. Западные страны стремятся отказаться от российских углеводородов: с августа запрещен ввоз в ЕС российского угля, с 15 мая — сотрудничество с госкомпаниями, в число которых попадают «Роснефть» и «Газпром нефть», ЕС готовит нефтяное эмбарго, а США, Канада и Великобритания его уже ввели. На очереди — газ.
Джадд назвал эти действия «моральным переходом»:
Это не энергетическое, а социальное решение, поскольку люди осознали разрушительную природу конфликта [в Украине]. Поэтому, подозреваю, в случае быстрого изменения позиции и более ответственных действий [со стороны России] реинтеграция еще была бы возможна.
Возникают два энергетических блока: Россия и Китай с одной стороны, Европа, Северная Америка и демократические страны Индо-Тихоокеанского региона – с другой, считает Майкл Шубридж, директор по обороне, стратегии и национальной безопасности Австралийского института стратегической политики. Из-за западного эмбарго на российское топливо произойдет переориентация торговых потоков, говорит профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова: страны Персидского залива переведут часть поставок их Китая в Европу, а Россия частично заместит их с помощью танкерных поставок нефти и СПГ. Иран уже заявил, что способен обеспечить Европу нефтью за счет увеличения добычи (правда, для этого нужно договориться о снятии с него санкций, заключив новое соглашение по ядерной программе).
В случае с СПГ часть производителей, такие как Катар и США, тоже переориентируют поставки из Азии в Европу, а их место в азиатском регионе займет Австралия, заявила на конференции Мег О’Нил, гендиректор австралийской нефтегазовой компании Woodside. Европе потребуется время, чтобы избавиться от российских энергоресурсов, но когда это будет сделано, она уже никогда к ним не вернется, считает О’Нил:
После Второй мировой европейцы думали, что на их земле больше никогда не будет войны. Произошедшее [в Украине] так их шокировало, что, полагаю, больше не получится усыпить их бдительность и побудить снова покупать у России энергоресурсы в будущем.
Бегом от России
Помимо этого, Евросоюзу, чьи потребности в газе до войны Россия обеспечивала на 40%, а в нефти – на 20%, в будущем и не нужно будет столько топлива. К 2030 г. половину энергетических нужд блока должны обеспечивать возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – вдвое больше, чем сегодня, говорится в проекте плана RePowerEU, который в среду должна представить Еврокомиссия (ЕК). С документом ознакомилась Financial Times.
Эта цель выше, чем уровень в 40% ВИЭ, который был установлен прошлым летом, когда ЕК обнародовала план по сокращению выбросов углекислого газа к 2030 г. на 55% по сравнению с 1990 г. Чтобы достичь новой цели в 50%, потребуются сотни миллиардов евро инвестиций, но они будут компенсироваться ежегодной экономией 84 млрд евро на импорте топлива, говорится в проекте нового плана.
Чтобы ускорить развертывание ВИЭ, нужно побороть бюрократию, которая мешает быстрому одобрению новых проектов. ЕК призывает страны выделять специальные зоны с менее жесткими, чем обычно, экологическими стандартами и быстро согласовывать возведение в них солнечных и ветряных электростанций. Кроме того, предлагается устанавливать солнечные панели на крышах всех новых строящихся зданий, а также уже имеющихся строений с высокой энергоемкостью.
Чтобы сделать более гибким газовый рынок, необходимо развивать его инфраструктуру, включая:
- подсоединение газопроводов, идущих из Германии в страны Центральной Европы, к импортным СПГ-терминалам;
- строительство газопровода из Греции, которая может принимать СПГ, в другие страны Европы;
- улучшение системы интерконнекторов в Польше и др.
Поставки газа из России в ЕС могут упасть в этом году примерно на треть со 150 куб. м в 2021 г. из-за конфликта в Украине, конкуренции с СПГ и требований Москвы оплачивать газ с использованием рублевого счета, говорили в конце апреля опрошенные Reuters аналитики. После этого Россия перестала поставлять газ в Польшу и Болгарию, которые отказались участвовать в рублевой схеме.
Больше водорода, меньше газа
Большие надежды ЕК возлагает на водородную энергетику. Цель по строительству к 2030 г. мощностей для так называемого зеленого водорода (производится путем электролиза с использованием электричества из ВИЭ) повышена вдвое до 80 ГВт. По расчетам Bloomberg New Energy Finance, из-за роста цен на газ за последний год примерно в пять раз зеленый водород уже сейчас стал конкурентоспособен. До этого аналитики ожидали достижения ценового паритета после 2030 г. По оценке BloombergNEF, если заменить текущий спрос на водород его зеленым вариантом в таких секторах, как переработка нефти и производство удобрений, может будет сократить потребление газа в ЕС на 12%.
До войны «Новатэк» планировал строить на Крайнем Севере ветряные электростанции, с их помощью производить водород из газа, который он добывает на Ямале, и продавать его в Европу. Видимо, в нынешней ситуации та не согласится получать из России даже низкоуглеродное топливо.
Изменение поведения потребителей позволит сократить использование газа на 5% в краткосрочной перспективе, а меры сбережения в промышленности – на 35 млрд куб. м в год к 2030 г., говорится в проекте плана. Ранее ЕК и Международное энергетическое агентство представили комплекс поведенческих мер для снижения использования нефти и газа, включая снижение температуры в домах на 1 градус, замену газовых нагревателей на тепловые насосы, ограничение скорости для автомобилей и поездок на них и пр.