Россия увеличила экспорт нефти в конце мая и начале июня и довела его до максимальных в этом году объемов, благодаря «серому» вывозу в танкерах, скрывающих пункт назначения.
На неделе, завершившейся 3 июня, из балтийских портов танкеры вывозили 1,88 млн баррелей в сутки — на 29% больше, чем неделей ранее, сообщает Bloomberg со ссылкой на данные по судовым перевозкам и отгрузочные планы портовых операторов.
При этом почти 40% из итогового объема — 880 тысяч баррелей в день — уплыли в неизвестном направлении.
Вывоз нефти на танкерах с выключенными транспондерами стал нормой в мае, когда вступили в силу санкции Евросоюза против «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти». Однако объемы такого вывоза изначально были скромными: 100–200 тысяч баррелей в сутки каждую неделю.
В июне же «серый» вывоз российской нефти через Балтику подскочил в 3,5 раза по сравнению с предыдущей неделей, следует из данных Bloomberg. Одновременно поставки со скрытым пунктом назначения начались через черноморские порты — они составили 100 тысяч баррелей в сутки или одну восьмую общего объема экспорта в регионе.
Совокупный экспорт российской нефти по итогам прошлой недели достиг 3,94 млн баррелей в день и стал максимальным с конца апреля. Причем поставки в западно-европейские страны подскочили втрое — до 630 тысяч баррелей в день.
Плавание без транспондеров противоречит нормам международного права, но танкерные компании вынуждены уходить в тень, чтобы избежать ареста и иметь возможность перегрузить нефть в море, следуя рецептам Ирана и Венесуэлы.
Практика становится массовой: в мае число танкеров с российской нефтью, скрывающих свое местоположение, достигло шести в день, согласно оценке британской аналитической компании Windward. По данным Vessels Value на начало июня, 112 связанных с Россией судов не посылали сигналов в рамках автоматической системы идентификации в течение более чем восьми недель.
Страны ЕС, напомним, 31 мая после почти месяца переговоров согласовали частичное нефтяное эмбарго против России: в течение 6 месяцев будет полностью запрещен морской импорт нефти, в течение 8 месяцев — нефтепродуктов.
По оценке Альфа-банка, если нефтяникам не удастся найти альтернативные рынки экономика потеряет в результате эмбарго 50 млрд долларов ежегодных валютных доходов.