Сотовая связь на коленке
В конце мая на захваченных Россией территориях Украины исчезла украинская сотовая связь, вместо нее появилась российская. Оператор «+7 Телеком», по словам местных жителей, ограничивает доступ к мессенджерам и блокирует украинские сайты.
«Связь ужасная. Невозможно никуда дозвониться. Тариф „На связи“ предлагает за 60 рублей безлимит на соцсети, деньги списывают, но доступа нет. Нас просто разводят на деньги. Освобождают от каждой свободной копейки», — возмущается житель Херсона Денис.
«Вернуть деньги невозможно. Техподдержка не работает. Центров обслуживания абонентов нет. С клиентами „+7 Телеком“ общается через страницу во „ВКонтакте“. Других способов достучаться до оператора нет. Делают все на коленке», — рассказал житель Мелитополя Василий.
«Украинские сайты заблокированы. Украинские симки заблокированы. А у меня в украинском банке деньги остались. Приложение банка не открывается даже через VPN. Освободители пришли, пришли освободить от свободного пользования деньгами», — говорит житель Бердянска Иван.
Собеседники The Moscow Times рассказывают, что обращались с жалобами к военно-гражданской администрации Херсонской и Запорожской областей. Но там всю вину за плохое качество связи возлагают на украинских военных, которые при отступлении якобы повредили телефонные кабели и устроили аварию на магистральной сети.
«Россияне бомбили Мариуполь, Мелитополь, Бердянск из всех видов оружия, в сотовые вышки, значит, сами украинцы уничтожили? — негодует представитель украинского оператора «Киевстар» Ирина Леличенко. — Оккупанты повредили или выключили оборудование украинских телеком-операторов на временно захваченных территориях. Мы делаем все возможное для того, чтобы украинская связь заработала. Номера телефонов абонентов на временно оккупированной территории, сохраняются в сети, а плата за тарифный пакет с абонентов не взимается».
Ширма для ширмы
«+7 Телеком» не имеет юрлица и представителей на оккупированных территориях, а техподдержка нового оператора та же, что у крымского оператора «К–Телеком», который работает на полуострове с 2014 года под брендом Win Mobile.
«Продавцы сим-карт говорят, что для проверки баланса надо скачать приложение К-Телеком. Оно называется K-mobile. Когда заходишь в него появляется надпись крымского оператора связи Win Mobile. Но кроме баланса, в нем невозможно ничего настроить. Обращались в техподдержку оператора, но там открещиваются и пишут, что обслуживают только крымчан и севастопольцев. Как пользоваться связью — непонятно. Продали сим-карты, а дальше решайте все проблемы сами», — рассказал местный житель.
Оплатить услуги связи «+7 Телеком» можно только через агрегатор Payberry. Эта платежная система разработана специально для крымчан, так как иные способы проведения транзакций на полуострове недоступны. Операции через Payberry проводит банк «Россия», связанный с близким окружением Владимира Путина и попавший под санкции сразу после аннексии Крыма, писал «Коммерсантъ». Партнерами Payberry на сайте указаны Qiwi и МТС-банк, но участвуют ли они в проведении платежей «+7 Телеком», неизвестно,
Услуги мобильной связи на оккупированных территориях Украины предоставляет крымский оператор «К–Телеком», согласен аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, это объясняется географической близостью Крыма к Херсонской и Запорожской областям.
«Инфраструктура сотовой связи на этих территориях разрушена не полностью. Ее несложно перекоммутировать на российскую связь. Привезти оборудование и поднять поврежденные сети можно за два-три дня. Проще всего его перенастроить на крымское оборудование. Потому в Херсоне и Запорожье действительно заработал крымский Win Mobile», — объясняет он.
В Херсонской области, по словам Муртазина, перенастройка на российское оборудование заняла одну неделю. «Крымский оператор Win Mobile только за первые недели июня распродал порядка 200 000 сим-карт. До конца года планируется реализовать в пять раз больше», — рассказал Муртазин.
При чем здесь МТС?
«К–Телеком» заработал в Крыму через полгода после аннексии Россией полуострова и до недавнего времени принадлежал оффшорной Cell group Worldwide Holding CJSC, основным владельцем которой называли ливанского бизнесмена Пьера Мишеля Фаттуша. Ранее Фаттуш владел армянским оператором связи, 80% которого в 2007 году продал МТС, остальные 20% по-прежнему в распоряжении бизнесмена, писали «Ведомости».
Василий Рубцов, руководивший «К–Телеком» с 2019 по 2020 год ранее был директором «МТС — Туркменистан».
6 июня 2022 года «К–Телеком» был продан московской компании «Айси инвест». Гендиректор и единственный бенефициар — еще один выходец из МТС Павел Кузнецов. Свою карьеру Кузнецов много лет строил в структурах АФК «Система»: был президентом системного интегратора «Ситроникс», возглавлял МГТС, затем поднялся на должность вице-президента МТС. «Айси инвест» Кузнецов зарегистрировал в сентябре прошлого года. Компания имеет уставной капитал 10 000 рублей и числится как микропредприятие с чистым убытком свыше 100 миллионов рублей.
«Формально у МТС никогда не было офисов в Крыму, чтобы не попасть под санкции. Но крымчане считают, что „К–Телеком“, или Win Mobile — это и есть МТС. По сути, создание на полуострове нового оператора — это попытка крупных сотовых операторов России зашифроваться и уйти из-под западных санкций. Секрет Полишинеля по-крымски», — рассказал на условиях анонимности бывший сотрудник Минкомсвязи, знакомый с развитием сотовой связи в Крыму. «К–Телеком» был продан неизвестной «Айси инвест» чтобы в очередной раз отвести подозрения от МТС и АФК «Система», уверен он.
Слухи о связи «К–Телеком» и МТС поползли сразу после аннексии Крыма. Угроза санкций подтолкнула АФК «Система» Евтушенкова, основного владельца МТС, работать на полуострове через третью компанию, юридически никак с ней не связанную, писали ранее «Ведомости» и The Insider со ссылкой на источники.
«К–Телеком» достались частоты «МТС — Украина» в Крыму, но материнская МТС не стала оспаривать это решение, объяснив, что не видит в этом судебных перспектив. Руководство МТС неоднократно опровергало утверждения о связи с крымским «К–Телеком». «В Крыму работает другой оператор. Мы не имеем к нему отношения», — заявлял член совета директоров АФК «Система» Андрей Дубовский.
Новичок «К–Телеком» сразу получил лицензию на установку станций LTE и право оказания услуг 4G в Крыму, хотя раньше использовать эти частоты в России могли только компании «большой тройки»: МТС, «Мегафон» и «Вымпелком». Но крупные игроки согласились уступить это право «К–Телеком» из-за опасений попасть под санкции. Свои услуги они предоставляли по роумингу.
Когда летом в Крыму в продаже появились сим-карты краснодарского филиала МТС без роуминговых тарифов, представитель компании заявил, что не знает, как они попали полуостров. Формально МТС работает в Крыму в роуминге, но предоставляемые тарифы схожи с внутрироссийскими. У других сотовых операторов пакеты в Крыму стоят намного дороже.
Основной владелец АФК «Система» Евтушенков в апреле попал под санкции Великобритании. Чтобы отвести удар от компании, он вышел из совета директоров и передал часть пакета акций сыну Феликсу.