Ситуация в российской деревообрабатывающей отрасли близка к «катастрофической», заявил на круглом столе в Совете Федерации генеральный директор ООО «Свеза-Лес» Анатолий Фришман.
С 10 июня российские лесопромышленники не могут завозить свою продукцию в Евросоюз, и больнее всего это ударит по производителям фанеры, считает Фришман, возглавляющий крупнейшую в стране компанию отрасли.
«Свеза» оказалась под санкциями Запада вместе с другими активами миллиардера Алексея Мордашова. Сейчас загрузка предприятия составляет 30-35%, «что по сути катастрофа», сказал топ-менеджер. И такой же сценарий ждет другие компании из-за вступающих в силу санкций ЕС против всей деревообрабатывающей промышленности.
По данным Минмпромторга, в России производится 4 млн тонн фанеры ежегодно, из которых 3 млн тонн уходили на экспорт, в том числе 60% — в ЕС. Стоит задача найти покупателей на 2 млн тонн фанеры ежегодно. Но сделать это едва ли возможно, единодушно бьют тревогу топ-менеджеры отрасли. «Я хочу акцентировать внимание на том, что отрасль подходит к такому апокалипсису», — заявил генеральный директор АО «Череповецкий ФМК» (производит плиты и фанеру) Илья Коротков.
«Компании оказались в беспрецедентной ситуации, потому что всегда считаем какие-то риски, одни, другие, третьи, но никогда они в жизни вместе не срабатывали. Сейчас они сработали все вместе», — поделился горем топ-менеджер: производство падает, логистика дорожает, экспортные рынки закрываются.
Продать фанеру и другую продукцию деревообработки внутри России в нужных объемах невозможно. «Не по одному из видов лесной продукции российский рынок, кроме мебели, более 25-30% не обеспечит емкости по спросу и никогда не обеспечивал», — заявил на том же круглом столе вице-президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Николай Иванов.
Попытки развернуть экспорт на восток оборачиваются убытками. «Сопоставление по цифрам дает рост логистических затрат от 2,5 до 4,7 раза», — пожаловался Иванов.
Он привел в пример поставки пеллет, которые раньше везлись в Европу, а теперь их приходится отправлять в азиатские страны, например, в Корею, где эту продукцию еще готовы закупать. По некоторым контрактам с учетом затрат на логистику цена доходила до минус 15 евро, посетовал Иванов: «Что при этом делает производитель? Он, естественно, останавливает производство».
В правительстве видят проблему. Будет падение, «по некоторым позициям значительное», заявила в ходе круглого стола директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова. Рослесхоз уже фиксирует падение заготовки, особенно на Северо-Западе, в некоторых регионах на десятки процентов, сообщил замглавы ведомства Александр Панфилов.