Сокращение или даже остановка поставок российского газа грозит Евросоюзу полным исчерпанием его запасов предстоящей зимой. Но заменить этот газ частично можно — точнее, не его, а электричество, которое производится с его помощью на электростанциях. И поможет Европе в этом страна, часть которой разорена войной, — Украина.
По данным ООН, после российского вторжения 14 млн украинцев были вынуждены покинуть свои дома, 6 млн уехали из страны. Многие производства разрушены или остановились. В результате у Украины образовался потенциальный избыток электроэнергии: спроса нет, генерирующие мощности не загружены. По словам украинских чиновников, страна могла бы заработать миллиарды на ее экспорте, пишет The Wall Street Journal.
Украина и ЕС занимаются интеграцией своих энергосистем, чтобы побыстрее начать поставки электроэнергии в больших объемах. Европейские компании смогут закупать ее по ценам более низким, чем им приходится платить в своих странах сейчас, в разгар энергетического кризиса.
Оптовые цены на газ (фьючерс Dutch TTF) сейчас в шесть с лишним раз выше, чем год назад. На торгах в понедельник цена колеблется в районе 132 евро/МВт ч ($1467/1000 куб. м). В первой половине июня она опустилась на довоенный уровень, составляя 80-85 евро, но взлетела после того, как «Газпром» две недели назад начал сокращать поставки по «Северному потоку-1» в Германию, доведя их до 40% от мощности. Импорт газа в Австрию, Италию, Словакию и Францию также упал. Ранее Россия прекратила снабжать газом Польшу, Болгарию, Финляндию, Нидерланды и Данию.
Газовые хранилища в ЕС сейчас заполнены на 55%, цель союза — 80% к 1 ноября.
«У нас избыток электроэнергии, а во всех соседних странах — дефицит», — сказал WSJ Владимир Кудрицкий, председатель правления Национальной энергетической компании «Укрэнерго».
«Укрэнерго» давно пыталась отделиться от российской и белорусской сетей. В 2017 г. она договорилась с европейскими сетевыми компаниями об интеграции систем к 2023 г. Война ускорила этот процесс, который можно считать частью экономической и политической интеграции Украины с союзом. На прошлой неделе страна получила статус кандидата в члены ЕС.
24 февраля «Укрэнерго» отключилась от бывшей советской сети. Через три недели европейские операторы подключились к украинской сети, чтобы при необходимости обеспечить ее электроэнергией. Ведь захват Херсона и Азовского моря, где расположены значительные солнечные и ветряные мощности, лишил Украину части электроэнергии. Но спрос из-за бегства людей и остановки промышленности упал еще сильнее.
Кудрицкий стал активно договариваться с европейцами, и 7 июня Европейская сеть операторов систем передачи электроэнергии (Entso-E) дала добро на начало постепенного импорта украинского электричества. Чтобы наладить поставки в значительных объемах, нужно еще проделать значительную техническую работу: синхронизация сетей — одно из самых сложных упражнений, придуманных человеком, говорит Кудрицкий.
«Укрэнерго» и польский оператор Polskie Sieci Elektroenergetyczne намерены завершить все работы в течение нескольких месяцев. Американские дипломаты помогают вести переговоры между европейскими чиновниками и сетевыми компаниями, предоставляют техническую и финансовую помощь Украине в этом вопросе, говорят знающие об этом официальные лица и топ-менеджеры.
Украинские специалисты восстанавливают заброшенную советскую линию, соединяющую Хмельницкую АЭС (имеет два энергоблока мощностью по 1 ГВт) с польским городом Жешув.
В будущем экспорт из Украины может постепенно вырасти до 1,6 ГВт в сутки с нынешних 350 МВт, которые получают Польша и Молдова, говорит Максим Тимченко, генеральный директор ДТЭК, крупнейшей частной электроэнергетической компании Украины. Объемы поставок, по его словам, могут быть и выше, если проложить больше линий электропередачи.
«Сейчас самый актуальный вопрос — как Европе избавиться от зависимости от российских энергоносителей и оторваться от такого ненадежного партнера. Украина является частью этого решения», — заявил недавно Тимченко на конференции Power Summit в Брюсселе.