Июнь принес правительству России новую волну падения сырьевых доходов. Экспорт российской нефти через морские порты упал на 20% за неделю, завершившуюся 24 июня, добавив «боли» федеральному бюджету, который уже трещит по швам из-за роста курса рубля.
Еженедельные сборы экспортных пошлин на нефть упали до $123 млн, подсчитал Bloomberg на основе данных Минфина и статистики танкерных перевозок.
По сравнению с пиковыми значениями апреля поток нефтедолларов пересох почти вдвое и стал минимальным с начала войны. В рублях бюджет получил еще меньше: курс доллара с начала июня упал на 7,5 рубля, а во вторник снова переписал минимум за 7 лет — 52,5750 рубля.
По итогам недели российским нефтяникам удалось вывезти танкерами за рубеж 2,98 млн баррелей в сутки — минимальный объем с конца марта, когда европейские клиенты объявили бойкот сорту Urals, а альтернативных покупателей в Индии еще не было.
Экспорт из балтийских портов просел на 31%, в первую очередь за счет Приморска, где из-за профилактических работ удалось загрузить лишь 5 танкеров против 10 неделей ранее. Вывоз нефти через Арктику рухнул вдвое, а на черноморском направлении уменьшился на 8%. Неизменными остались лишь поставки в Азию через Тихий океан — 0,9 млн баррелей в день, следует из подсчетов Bloomberg.
По итогам мая федеральный бюджет уже столкнулся с резким спадом поступлений нефтегазовых налогов. Относительно апреля они просели вдвое, а по сравнению со средним значением января-марта — на треть, до 871 млрд рублей. И хотя бюджет остался профицитным, ради этого правительству пришлось пустить «под нож» расходы — на 26% относительно апреля с учетом сезонности, оценивает Райффайзенбанк.
Проблемой для бюджета остается рубль, отмечают аналитики банка: каждые 5 рублей снижения курса доллара лишают правительство 800 млрд рублей ежегодных доходов.
С учетом планов правительства потратить 6 трлн рублей на спасение экономики от санкций, бюджету нужна нефть по $100 за баррель, чтобы свести доходы с расходами, отмечает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Но покупатели Urals на такой ценник не согласны: в мае российский сорт уходил за рубеж в среднем по $78 за бочку.