В психологической практике мы выделяем два типа вины: конструктивную и деструктивную. Конструктивная вина появляется у человека, понимающего, что его действия привели к каким-то негативным последствиям для других людей или для него самого. При этом в терапии мы стараемся показать человеку, какие его действия вызвали эти негативные последствия и что можно сделать (если это возможно), чтобы не допустить такого в будущем. Если исправить ситуацию уже никак нельзя, можно ли сделать что-то, что приблизит человека к реализации своих ценностей, связанных с тем негативным действием, которое он совершил. При этом конструктивное чувство вины, хоть и неприятно, не приводит к парализующим страданиям. Подождите немного, и я все объясню на примере, а потом расскажу, что с этим делать.
Деструктивная вина — это столь сильное негативное чувство, что оно парализует. По сути человек только страдает и ничего не делает в контексте ситуации, по поводу которой страдает. Часто это чувство коллективной вины за какое-то событие. Хитрость заключается в том, что наша психика воспринимает эти страдания как деятельность, что позволяет избежать каких-то реальных действий. Говоря простым языком, я страдаю, значит я что-то делаю по поводу этой ситуации. От этого парадоксальным образом становится легче, хотя по факту во внешнем мире ничего не происходит. Страдания здесь становятся способом снизить вину.
Искупление греха путем самообвинения и страдания — это, к сожалению, привычная для нас традиция — христианская и православная.
Возьмем для наглядности гиперболизированный пример: мужчина в состоянии алкогольного опьянения садится за руль, попадает в аварию, в которой гибнут его жена и дочь. Виноват ли он? Безусловно, да. И абсолютно нормально, что он испытывает чувство вины. Он совершил действие (сел за руль в пьяном виде), которое привело к негативным последствиям (смерти его жены и дочери). И у него нет возможности эту ситуацию изменить, поскольку время вспять не повернешь.
Но у человека по-прежнему есть выбор. Он может бесконечно обвинять себя и страдать, что он поступил неправильно и его действия привели к чудовищным последствиям. И эти самообвинения создают иллюзию деятельности, но на самом деле ничего кроме страданий не приносят. Создается иллюзия, что человек делает что-то полезное, своей виной искупает свой грех.
Что можно сделать вместо этого?
Для начала необходимо понять, почему он поступил так или иначе и сделать выводы по поводу своих действий. Иногда ситуацию можно даже исправить, иногда нет. В любом случае выводы и решения могут быть конструктивными. В нашем примере мужчина может вспомнить, почему он решил сесть за руль пьяным. У любых действий есть причины. Предположим, в тот момент ему показалось, что он себя контролирует, ему было лень/дорого вызывать такси или он хотел показать, какой он крутой. Это его не оправдывает, но становятся понятны его мотив в тот момент и причины, почему он поступил так или иначе.
Безусловно, он не вернет к жизни своих жену и дочь, и скорее всего, будет испытывать некоторую часть вины до конца дней. Но эта вина перестанет быть парализующей. После этого у него появится возможность что-то сделать по этому поводу. Например, принять решение никогда не садиться за руль пьяным или вовсе продать машину и выбросить водительское удостоверение.
А еще можно сделать что-то в контексте своих ценностей по этому поводу, чтобы такой беды не случилось с кем-то другим. Например, помочь фонду «Трезвый водитель». Повторюсь, это не избавит от чувства вины полностью, и уж тем более не вернет жену и дочь, но это сделает вину соразмерной и переносимой. С такой виной можно жить, из такой вины можно делать что-то конструктивное.
Все это сложно, и поэтому люди обращаются к психологу. Но сложно — не означает невозможно. Теперь вам как минимум понятно, в каком направлении двигаться.
Теперь о ситуации в Украине. Сейчас для меня будет челлендж: написать так, чтобы не сесть.
Как понять, является ли ваша вина конструктивной
Являетесь ли вы крупным российским политиком, инфлюенсером, который поддерживает то, что происходит в Украине? Стреляете ли в людей, торгуете оружием или намеренно финансируете происходящее? Если да, то ваша вина за эти события конструктивна, и вы можете прекратить это делать, а также постараться сделать так, чтобы больше никто этого не делал.
Если вы не делаете ничего из вышеперечисленного, ваша вина неконструктивна. Она просто помогает вам справляться с тем, что вы не можете изменить и остановить.
Такая вина создает иллюзию деятельности, но приносит множество страданий. Это первое, что нужно понять.
Кто-то скажет: “Но я же плачу налоги, значит финансирую все это”. Важно понимать, что вы не платите налоги добровольно: государство принуждает вас к этому. Оно вас штрафует, пугает, сажает в тюрьму, если вы этого не делаете. Это не добровольное пожертвование. С тем же успехом можно сказать, что вы выдыхаете СО2, это приводит к глобальному потеплению, поэтому надо стараться дышать пореже.
Что же делать, если вы испытываете деструктивную вину?
Во-первых, как я уже говорил, понять, что ваша вина неконструктивна.
Во-вторых, подумать о том, почему это вообще важно для вас? Какие ваши ценности стоят за этим чувством вины? Вы же испытываете вину не из-за всех проблем в мире. Когда вы ясно увидите свои ценности, спросите себя, как вы реально можете реализовать их прямо сейчас?
В-третьих, можно подумать, на что вы действительно можете повлиять, чтобы улучшить текущую ситуацию? Например, можно помочь беженцам. Это, к сожалению, не остановит происходящего, но поможет вполне конкретным пострадавшим. Можно вести разговоры с теми, кто вам доверяет. Готовить почву (учиться, копить деньги, выстраивать институты) для восстановления и искупления, когда это станет возможным.
Этот ужас с нами надолго, но есть что-то, что мы можем сделать — сохранить себя и сделать всё возможное для позитивных изменений.