Конвейер российской государственной пропаганды, который обходится бюджету в 100 млрд рублей ежегодно, начал давать сбои.
Федеральные телеканалы, где утром рассказывают о победах над «нацистами», днем — о силе экономики, а по вечерам предлагают нанести ядерные удары по Европе, стремительно теряют аудиторию, которая уходит в интернет и мессенджеры в поисках альтернативной информации.
С февраля, когда стартовало российское вторжение в Украину, охваты аудитории у Первого канала, «России-1» и НТВ обвалились на четверть, показало исследование медиапотребления россиян, проведенное «Ромиром».
Если до начала войны «Первый» смотрели 33,7% населения, то в июле уже 25,5%. Охват «России-1» сократился с 30,9% до 23%, а НТВ — 21,1% до 16,6%.
В результате «большая тройка» госканалов впервые уступила Telegram, охват которого с февраля по июль подскочил с 19,1% до 26,8%.
Перекроившие сетку вещания под военные нужды, убравшие развлекательные программы и поднявшие пропагандистский градус до уровней сталинского СССР, госканалы утратили привлекательность для всех возрастных групп. «При этом среди „Поколения Х“ и „Поколения зумеров“ сокращение шло активнее, чем среди „Поколения Y“», — отмечает «Ромир».
Госпропаганда становится менее эффективной. Хотя она по-прежнему использует установки, зашитые в мозг на ранних этапах эволюции — в то время, когда наши предки жили в стаях, конкурирующих за еду, рассказывает психиатр Виктор Лебедев.
Пропагандисты делают упор на принцип, который называется парохиальным альтруизмом и хорошо изучен к настоящему времени. Они раздувают различия, апеллируют к образу врага и конструируют опасности, которых нет в реальной жизни, указывает Лебедев.
Люди же, повинуясь механизмам мозга, как правило, с легкостью соглашаются на сценарий «навердить чужаку» и «получить выгоду для своей группы». Но однообразный поток вызывает усталость, а отсутствие обещанной сокрушительной победы сопровождается нарастающей фрустрацией: сейчас лишь 2% россиян верят, что война закончится в течение месяца, хотя в марте таких было 14%, показал опрос проекта «Хроники».
Уровень поддержки войны в обществе снизился с 66% в апреле до 55% в июле, при этом каждый четвертый перестал общаться с друзьями и родственниками, а 43% признались, что испытывают приступы тревоги и депрессии.
Тренд на психотизацию может продолжиться, считает Лебедев: «Утрата доверия между людьми, их ожесточение, переход к более примитивным и эффективным в короткой перспективе способам взаимодействия (например, к физическому насилию) способны влиять на психику людей так же сильно, как недоедание или употребление наркотиков и алкоголя».