Число российских граждан, которым грозит потеря работы, резко выросло, констатировал президент РФ Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам в понедельник.
«Сейчас в так называемом простое, вынужденных отпусках или заняты неполный рабочий день почти 234 тысячи работников», — сказал Путин.
Россия, по его словам, «уверенно справляется с внешним давлением», а тактика экономического блицкрига Запада «не сработала», в том числе из-за «действенных защитных мер» и поддержки ключевых отраслей и предприятий.
Тем не менее, признал Путин, «растет количество людей, находящихся под риском увольнения», — сейчас их вдвое больше, чем в начале года.
«Для конкретных отраслей, для предприятий и населенных пунктов сложности возникают серьезные», — отметил президент, оговорившись, что в масштабах страны общее число потенциальных безработных — это «небольшие цифры».
В целом ситуация на рынке труда «стабильная», уровень безработицы находится у исторических минимумов (3,9% в июле), а экономика «выравнивается» и «выходит на траекторию роста», заявил Путин.
Согласно последним данным Росстата, число россиян, находящихся «в простое» в полтора раза превышает озвученную Путиным цифру: на конец второго квартала это было 345,2 тысячи человек.
Больше четверти из них (95 тысяч человек) — это работники автопрома, который пережил клиническую смерть после ухода иностранных компаний. Из 20 заводов, выпускавших машины в России до войны, летом продолжали функционировать лишь два: АвтоВАЗ и китайский Haval.
39,3 тысячи человек потеряли постоянную работу в ресторанах, закрывшихся после ухода из России крупных западных сетей. 25,5 тысячи работников ушли в простой в секторе розничной торговле, который потерял три четверти иностранных брендов и лишился поставок привычного импортного ширпотреба.
15,4 тысячи человек, согласно Росстату, находятся в «простое» на металлургических заводах, потерявших от 25% до 40% загрузки после того, как их продукция попала под санкции. Еще 10,4 тысячи человек находятся под угрозой потери работы в дереревообработке (также под санкциями ЕС), почти столько же — на химических заводах.
В общей сложности в компаниях, которые свернули работу, либо полностью ушли из России с начала войны, работали 5 миллионов человек, оценивают экономисты Йельского университета.