Травмированный санкциями и рецессией в экономике российский бюджет начинает все больше зависеть от цены главного экспортного товара — нефти.
Чтобы доходы правительства покрыли все расходы, в этом году федеральной казне нужна нефть по 100 долларов за баррель, оценивают аналитики BCS Global Markets.
«Нефтегазовые доходы стали опорой для российской экономики в первом полугодии 2022 года, однако ситуация со второго полугодия изменилась по мере усиления санкционного давления на российский экспорт энергоресурсов» и укрепления рубля, говорится в обзоре компании.
В результате по глубине нефтяной зависимости бюджет вернулся в 2014 год — то есть период до пенсионной реформы и повышения НДС, которые снизили балансирующую бюджет цену нефти до 50 долларов за баррель в 2018-2019 гг.
В следующем году правительству предстоит профинансировать дополнительные расходы на поддержку экономики. А добыча нефти может снизиться на 1 млн баррелей в сутки из-за эмбарго ЕС. Это повысит «критическую цену» для бюджета до 108 долларов за баррель, что близко к историческим максимумам, следует из оценок BCS.
Чтобы свести бюджет с более дешевой нефтью, нужно либо девальвировать рубль, либо искать дополнительные источники дохода, отмечают аналитики компании. По словам источников «Ведомостей», близких к правительству, кабмин рассматривает возможность повышения налогов, чтобы оплатить многочисленные программы помощи экономике и возрождения с нуля целых отраслей — от автопрома до самолетостроения.
В августе российский сорт Urals продавался за рубеж в среднем по 74 доллара за баррель: из-за скидок, которые вынуждены давать нефтяники, российская нефть стоила на четверть ниже, чем нужно казне.
В результате бюджет, сверстанный изначально с профицитом, скатился в дефицит: за июнь–август он составил 1,5 трлн рублей. С начала года бюджет по-прежнему в плюсе, но накопленная «подушка безопасности» постепенно тает: из 1,6 трлн рублей годового профицита, который правительство имело в мае, к началу сентября остался только 131 млрд рублей.
Доходы бюджета снижаются под давлением санкций и их последствий, пишут аналитики Райффайзенбанка. Нефтегазовые налоги в августе оказались на минимуме за 14 месяцев, а сборы с несырьевого сектора экономики просели на 14% год к году в номинальном выражении и почти на 30% — в реальном (если учесть инфляцию).