Службы безопасности Германии предполагают, что в результате инцидентов, которые многие в западных странах считают диверсией, трубы газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» навсегда останутся непригодными для использования. Об этом пишет немецкая газета Tagesspiegel со ссылкой на источники в правительственных кругах.
Предварительные выводы экспертов похожи: как минимум этой зимой поставки газа в ЕС восстановить не удастся, и весьма вероятно, что инфраструктура стоимостью почти 17 млрд евро больше не будет использоваться.
Оператор трубопроводов Nord Stream заявил, что пока невозможно определить сроки восстановления разрушенной газовой инфраструктуры.
Утечки на двух нитках «Северного потока – 1» и на «Северном потоке – 2» произошли вблизи территориальных вод Дании около острова Борнхольм.
Каждый из трубопроводов «Северного потока» проходит по дну Балтийского моря и протянулся более чем на 1200 км. Стальные трубы толщиной 4 см покрыты 12-сантиметровым слоем бетона. На строительство первого «Потока», по данным Nord Stream, ушло 2,4 млн т стали, «что примерно в 242 раза больше, чем для Эйфелевой башни». Введенный в эксплуатацию в ноябре 2011 г. он должен был проработать минимум 50 лет.
Общая сумма инвестиций в первый «Поток» составила 7,4 млрд евро, во второй – 9,5 млрд евро.
Что могло произойти
Сейсмические станции в Швеции и Дании зарегистрировали сильные подводные взрывы именно в тех местах, где были обнаружены утечки из труб «Северных потоков». Из-за сложности атаки эксперты и чиновники считают, что она могла быть осуществлена только силами какого-то государства, пишет Tagesspiegel.
Во вторник появились предположения, что за диверсиями может стоять Россия. Взрывы произошли перед самым открытием нового газопровода из Норвегии в Польшу, который также проходит около Борнхольма.
В Германии оценкой ситуации занимается Федеральная разведывательная служба (БНД), она, в частности, анализирует спутниковые снимки возможных движений кораблей в преддверии взрывов. Одна из версий состоит в закладке взрывчатки водолазами, сообщает Tagesspiegel.
Бьорн Лунд из Шведской национальной сети сейсмических лабораторий, сказал государственной телекомпании SVT, для таких сильных взрывов потребовалось не менее 100 кг в тротиловом эквиваленте. Хотя у России самое большое число шпионских подлодок в мире, их использование для этой диверсии представляется неправдоподобным, написал в Twitter независимый военный аналитик, эксперт по подлодкам Эйч-Ай Саттон. Наиболее вероятным вариантом ему кажется использование Россией водолазов или подводных дронов. Саттон, однако, оговаривается, что не указывает на виновника, лишь отвечает на вопросы о возможной причастности России.
Можно ли починить газопроводы
«Северный поток – 2» так и не заработал из-за начала войны в Украине. Поставки же по «Северному потоку – 1» прекратились в конце августа, поскольку «Газпром» отказался забирать отремонтированную Siemens турбину. Но газ в трубах находился, так как это необходимо по технологическим нормам.
«Вероятность того, что "Северный поток – 1" заработает до конца года, упала с 1% до нуля, – считает Джеймс Хакстепп, аналитик S&P Global Platts. – Но есть и сомнения относительно остающихся поставок газа через Украину [в Европу], могут ли и они сократиться позднее в этом году».
«Газпром» во вторник же пригрозил остановить и эти поставки.
Эксперты Eurasia Group полагают, что восстановить работу «Потоков» уже не удастся:
Многочисленные подводные утечки означают, что ни один из трубопроводов скорее всего не будет поставлять газ в ЕС предстоящей зимой, вне зависимости от политической ситуации, связанной с войной в Украине. В зависимости от масштаба ущерба утечки могут означать даже окончательное закрытие обоих трубопроводов.
Если морская вода попала в трубопровод и с этим не начать что-то делать в ближайшее время, распространившаяся по всей длине коррозия может воспрепятствовать восстановлению работы трубопроводов, пишет независимый эксперт по энергетике Сергей Вакуленко.
Он изучил материалы о потенциальных авариях на «Северных потоках», одобренные европейскими регуляторами, и отмечает: «Похоже, в этих трубопроводах отсечные клапаны есть только на береговых станциях». Если это так, то удаление морской воды из трех 1200-километровых труб будет непростой задачей. «Возможно, морская вода к этому моменту не успеет повредить внутреннее полимерное покрытие, хотя, боюсь, ресертификация трубопровода после такого нештатного режима существования тоже будет непростой», – делает вывод Вакуленко.