Правительство России готовится к обвальному падению сырьевых доходов бюджета на фоне остановки поставок газа в Европу и ужесточения европейских санкций, которые с 5 декабря будут включать эмбарго на российскую нефть.
В 2023 году Минфин рассчитывает собрать с нефтегазовых корпораций 8,94 трлн рублей налогов - на 2,72 триллиона, или 24% меньше, чем в текущем году, следует из пояснительной записки к закону о бюджете, опубликованной в базе Госдумы.
Темпы падения ключевого источника выручки для бюджета войдут в топ-3 за всю историю доступных данных Минфина. Быстрее бюджет терял сырьевую ренту лишь дважды: в год пандемии, когда нефтяные котировки падали до отрицательных значений (-34%), и во время глобального финансового кризиса 2009 года (-32%)
По бюджету ударит газовая война с Европой: ежегодно государство будет терять по 400 млрд рублей, и компенсировать эти деньги на китайском рынке невозможно, говорилось в закрытом докладе правительства, подготовленном в конце августа. Нефтяные доходы тем временем под угрозой из-за эмбарго и «потолка цен»: по прогнозу Минэкономразвития, добыча в следующем году просядет на 8%, до 475 млн тонн, а экспорт (включая нефтепродукты) - на 7% (313 млн тонн).
Компенсировать недостаток нефтегазовой ренты власти намерены сборами с несырьевых секторов экономики: они, согласно проекту, увеличиваются на 1,1 триллиона рублей в 2023 году, 1,4 трлн - в 2024-м и 0,9 трлн в 2025-м.
После аннексии Крыма, санкций и обвала цен на нефть в 2014-15 гг нефтегазовые доходы правительства падали на 22%, и тогда частично залатать «дыру» в бюджете помогла девальвация рубля. Власти и сейчас рассматривают такой сценарий, закладывая в бюджет рост курса доллара более чем на 20% - с текущих 56,7 рубля (на 14.45 мск четверга) до 69,8 рубля в 2023 году.
Для этого Минфин планирует вернуться к покупкам валюты, в первую очередь китайских юаней, закладывая в бюджет-2023 939 млрд рублей на такие цели. Кроме того, ведомство предупредило, что не исключает возобновления интервенций уже в этом году.
Но это уже похоже на «крик отчаяния», отмечает Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест»: рост курса доллара на один рубль дает бюджету 130-150 млрд рублей в год, но лишних денег на то, чтобы уронить рубль, у государства просто нет. Расходы правительства превышают доходы каждый месяц начиная с июня, и к концу года Минфин прогнозирует в казне «дыру» на 1,3 триллиона рублей. В следующем году, согласно проекту, она увеличится до 2,9 триллиона.
Реальная ситуация с бюджетом может оказаться хуже, чем заложено в проект: впереди разрастание военных расходов, перевод экономики на мобилизационный режим, а также необходимость нести расходы на восстановление новых регионов и социальное обеспечение жителей, указывает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая.
Кроме того, референдумы увеличивают вероятность новых санкций или ужесточения режима по уже действующим санкционным пакетам, что может негативно отразиться на состоянии экономики и доходах бюджета, предупреждает Беленькая.