Санкции, мобилизация и рецессия в экономике ударили по крупным промышленным кластерам в регионах, уронив прибыли бизнеса и доходы бюджетов субъектов.
По итогам третьего квартала сборы налога на прибыль — одного из ключевых источников выручки для региональных властей — обвалились на 20%, подсчитали аналитики АКРА.
Падение прибылей, а с ними — и сборов в казну началось в первые же месяцы лета и достигло пика в июле, когда провал составлял 30% год к году.
Снижение поступлений налога, на который приходится каждый третий рубль выручки регионов, затронуло четверть субъектов РФ, а в шести — стало двузначным.
Антилидер — Курская область, где сборы рухнули на 37% год к году. Следом идут Челябинская область (-21%), Республика Карелия (-21%), Вологодская область (-19%), Свердловская область (-10%) и Пермский край (-10%). Сокращение поступлений оказалось максимальным в тех регионах, где велика доля металлургического сектора в экономике, отмечает АКРА.
Санкции Запада, отрезавшие металлургов от традиционных рынков, привели к обрушению производства в конце весны: в мае, по оценке World Steel Association, выпуск падал на 22%. К августу спад замедлился до 5,8%, благодаря спросу оборонных заводов, которые заказывали металл для танков и снарядов. В сентябре падение вновь начало ускоряться: выплавка стали оказалась почти на 10% ниже прошлогодней, согласно данным Росстата.
Даже удерживая выпуск продукции, металлурги вынуждены терпеть убытки, перенаправляя поставки на рынок Азии: в последние месяцы отрицательная рентабельность экспорта по некоторым контрактам достигала 49%, рассказывал «Ведомостям» источник в одной из компаний отрасли.
Помимо металлургических регионов, страдают те, где после ухода иностранных концернов встали автозаводы. В целом же, каждый второй субъект РФ скатился в промышленную рецессию и фиксирует спад выпуска даже с учетом довоенных месяцев (накопленным итогом за январь–август), пишет АКРА.
Каждый четвертый регион уже находится в состоянии дефицита бюджета, причем в некоторых его значения превышают критические: например, Чечня потратила на 38% больше, чем собрала в виде налогов. В республике Тыва и Дагестане «дыра» в региональной казне достигла 34% и 29% собственных доходов; в Магаданской и Белгородской областях — 27% и 17% соответственно; в Еврейской автономной области — 13%.
«Денежной подушки», которая помогла бы переждать «черные дни», у большинства этих субъектов нет, указывают в АКРА. При этом в следующем году ситуация с доходами может ухудшиться, предупреждают аналитики: налоги от нефтегазового и финансового сектора, скорее всего, будут сокращаться на фоне остановки поставок в Европу и эмбарго Евросоюза, а сборы с физлиц едва ли компенсируют этот провал. Совокупные доходы регионов в 2023 году могут вырасти лишь на 1%, а в реальном выражении — с учетом инфляции — сократятся, следует из оценок АКРА.