После угроз применить ядерное оружие, в том числе для удержания аннексированных территорий, заявлений «это не блеф» и показной суматохи с «грязной бомбой» Россия сдает назад и пытается снизить порожденную ею же напряженность. Использование ядерного оружия против конвенциональных сил возможно лишь в случае экзистенциальной угрозы для страны, да и вообще нужно стремиться избежать ядерного конфликта, говорится в российской записке, распространенной среди дипломатов в венской штаб-квартире МАГАТЭ.
Хотя ядерная стратегия России позволяет ей «гипотетически прибегнуть к ядерному оружию», удар может быть нанесен только в ответ на использование такого оружия сначала другой страной или если «под угрозой будет само существование государства», цитирует Bloomberg содержание записки. «Самая насущная задача — избежать любого военного столкновения ядерных держав», — поясняется в ней.
Тезис о том, что применение ядерного оружия возможно в качестве ответа на действия, которые «грозят существованию самого государства», содержится в доктрине «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания», опубликованной в 2020 г. Однако российские руководители (не говоря уже о пропагандистах на государственных телеканалах) в своих заявлениях идут гораздо дальше.
Владимир Путин грозил использовать все методы, в том числе ядерное оружие, при угрозе территориальной целостности России (а не ее существованию), объявляя о мобилизации 21 сентября. Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев заявил после аннексии четырех украинских областей, что Россия будет пресекать любое посягательство на них, в том числе с помощью ядерного оружия.
Однако сейчас российские войска оставляют Херсон — единственный захваченный в ходе войны областной центр. Во вторник появились сообщения, что украинские войска занимают Снигиревку — стратегически важный населенный пункт, открывающий путь на Херсон с севера. В среду решение о сдаче города приняли министр обороны Сергей Шойгу и командующий российской группировкой генерал Сергей Суровикин.
Поднятый Россией шум вокруг «грязной бомбы» (Шойгу даже звонил министрам четырех стран — членов НАТО, чтобы пожаловаться на якобы готовящуюся Украиной провокацию) закончился ничем. Напряженность достигла пика, когда международные инспекторы посетили Украину и не нашли никаких подтверждений заявлениям России, сказал в среду генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси: «Эти заявления были частью нарратива, ведущего к использованию ядерного оружия. Неожиданно мы стали рассматривать это как реальную возможность».
Кроме того, на прошлой неделе против использования ядерного оружия в Европе четко высказался председатель КНР Си Цзиньпин. Он призвал международное сообщество «отвергнуть угрозу применения ядерного оружия» и выступить против ядерной войны, чтобы не допустить «кризиса на Евразийском континенте».
Российский документ появился на фоне сообщений о готовности Москвы и Вашингтона обсудить систему взаимного контроля за ядерными вооружениями, созданную в конце холодной войны. Дипломаты двух стран планируют в ближайшие недели вернуться к переговорам о судьбе соглашения СНВ-3 — последнего двустороннего договора, который ограничивает число ядерных боезарядов и их носителей.
Россия, правда, не упустила случая обвинить в нагнетании ядерной напряженности США и их союзников. В переданной МАГАТЭ записке она призвала другие ядерные страны «оставить опасные попытки посягать на жизненные интересы друг друга, балансируя на грани прямого вооруженного конфликта». Путин в сентябре также предупредил «тех, кто пытаются шантажировать нас ядерным оружием», присовокупив угрозу: «Роза ветров может развернуться и в их сторону».