Резкий рост цен на сельскохозяйственную технику в России, который последовал за уходом из страны иностранных производителей, может привести к падению урожая.
Об этом пишет РБК со ссылкой на участников рынка и обращение Минсельхоза в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить обоснованность роста цен на технику.
Как отмечает Минсельхоз, по некоторым видам востребованных сельхозмашин средняя стоимость в прошлом году была в полтора раза выше уровня 2021 года. «В этом году рост цен по ряду ключевых наименований продолжился», — говорит представитель ведомства.
«Комбайн, который раньше стоил 12 млн [руб.], теперь стоит 19 млн [руб.]», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Среди причин роста цен — уход с российского рынка крупных международных производителей, удорожание импортных комплектующих из-за усложнения логистики и снижение мер господдержки, отмечает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
В частности, производители перестали предоставлять скидку в 10–15% на сельхозтехнику, поскольку больше не действует программа субсидирования, отмечают в Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаше»).
Другая причина — зависимость от иностранных комплектующих. Уровень локализации у отечественных производителей сельхозтехники составляет от 60 до 80%. Поэтому машиностроителям пришлось в сжатые сроки перестраивать логистику и развивать собственное производство.
«Нужно учитывать и такой факт, как дорогие кредиты, постоянно растущие цены на энергоносители. Все это также повлияло на увеличение себестоимости производства сельхозтехники — на 5–15%», — объясняют в «Росспецмаше».
В результате ухода иностранных производителей и роста цен на отечественную технику аграрии в 2023 году снизили темпы приобретениях новых сельхозмашин по сравнению с двумя предыдущими годами, отмечают в Минсельхозе. Как пишет ведомство, в перспективе это приведет «к снижению темпов обновления технического парка и энергообеспеченности отрасли, а также падению общей производительности в сельском хозяйстве».
«В текущей ситуации есть риск замораживания процесса обновления техники, дефицит комбайнов и тракторов и угроза сохранению высоких урожаев», — говорит Юшин. По его словам, у сельхозпроизводителей не хватает средств, чтобы обеспечить прежние темпы обновления парка. Сказываются и низкие цены на зерно, добавляет Злочевский.
При этом в год аграрии должны обновлять 10–15% машин. «Если выпадает обновление, это не моментальная смерть, поскольку 85–90% техники осталось в строю. Но представляете, как снизится этот процент и каким будет реальное наличие техники через пять лет? Это история не одного года», — заключил Злочевский.