Минфин предложил фронтально сократить расходы бюджета в 2024 году из-за растущего разрыва между доходами и расходами.
Глава ведомства Антон Силуанов считает необходимым урезать на 10% расходы по всем статьям, кроме социальных и «защищенных», рассказали «Ведомостям» два близких к правительству источника.
С такой инициативой министр финансов выступил 29 июня на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. По словам собеседников издания, участники заседания, представляющие распорядителей бюджетных средств, отреагировали негативно на предложение Силуанова, но согласились, что оптимизировать расходы нужно.
Практически все выступающие после главы Минфина просили разрешить им самим определять, какие расходы для них в приоритете, а от каких они могут отказаться, вместо того чтобы сокращать траты по всему периметру программ.
В качестве альтернативы секвестру бюджета предлагалось наращивание заимствований, но участвовавший в заседании представитель Банка России выступил резко против этого. Он объяснил это возникающим перекосом в кредитовании госсектора, что может ограничить коммерческим компаниям доступ к займам.
В итоге участники совещания пришли к тому, что Минфин будет дорабатывать свои предложения. Никаких решений принято не было, уточнил источник, знакомый с ходом дискуссии.
По итогам января — мая 2023 года дефицит федерального бюджета превысил запланированный на весь год уровень почти на 500 млрд руб. и составил 3,4 трлн руб. Доходы за пять месяцев упали на 18,5%, а расходы выросли на 26,5% в годовом выражении.
«Нефтегаз нас подкашивает», — оправдывался Силуанов в конце апреля: за пять месяцев поступления сырьевых налогов рухнули вдвое из-за скидок, которые приходится давать нефтяникам, и отключения газа европейским странам, оставившего «Газпром» без главного экспортного рынка.
Чтобы залатать «дыры», Минфин объявил о разовом сборе с крупного бизнеса на 300 млрд рублей, изменил формулу НДПИ для нефти (еще на 600 млрд рублей) и вдобавок намерен отменить многомиллиардные субсидии нефтяным компаниям, с помощью которых с 2018 года власти стабилизировали цены на бензин (еще 30 млрд рублей в месяц).
Но это едва ли это радикально выправит ситуацию. По оценке аналитиков Deutsche Bank, дефицит бюджета-23 может составить около 5 трлн рублеак итог в 2024 году Кремль может остаться без возможности провести традиционную раздачу денег населению перед выборами президента, предупреждали они. Чтобы свести концы с концами, в конечном итоге власти могут пойти на очередное повышение налогов для корпоративного сектора, предупреждал Альфа-банк.
О необходимости сокращать расходы Силуанов заявил на Петербургском экономическом форуме в середине июня. «У нас много трат, которые 100 лет не пересматривались, они сидят у нас в голове, что это незыблемо. Ничего незыблемого нет, все это нужно заново пересмотреть, это большой ресурс. Это очень сложно сделать, но к этому нужно подступаться», — отмечал он.
Главу Минфина поддержал помощник президента Максим Орешкин. «Самое время это сделать», — сказал он о сокращении расходов и призвал составить список бюджетных трат, которые неэффективны и не помогают «структурной трансформации».
Министр экономики Максим Решетников намекнул, что власти могут урезать ассигнования и на социальную поддержку граждан. Сокращая бюджет, нужно учитывать «и тот рост доходов населения, который идет, и, может быть, нам перестать что-то дотировать», подчеркнул он.