Российские власти потребовали от разработчиков перестать использовать иностранные чипы при разработке и эксплуатации военной техники, а также продукции для объектов критической инфраструктуры (банки, ТЭК, телеком).
Это следует из обновленной «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.
Речь идет о микропроцессорных архитектурах, пояснили в Минпромторге. В ведомстве отметили, что сейчас правительство формирует подходы к «преимущественному применению» «отечественных доверенных решений в части радиоэлектронной продукции».
До начала войны в Украине российские разработчики микроэлектроники, в том числе «Байкал Электроникс» и НПЦ «Элвис», проектировали процессоры по лицензии британской ARM. Это упрощало разработку и обеспечивало совместимость с программным стеком на зарубежных фабриках, в первую очередь тайванской TSMC. Однако после вторжения России в Украину отечественные дизайн-центры лишились возможности заключать с ARM новые лицензионные соглашения.
Процессорами на открытых архитектурах в России занимались Yadro и «Миландр». На текущий момент это единственная возможность для страны сохранить позиции в разработке и производстве электроники и микроэлектроники, говорит глава «Альянса RISC-V» Анна Серебряникова.
Однако уходить от использования приоритетных (закрытых) архитектур при проектировании микроэлектроники имеет смысл только по мере отказа зарубежных фабрик от контрактного производства, говорит источник в производстве полупроводников.
«В случае проектирования чипов не на иностранной проприетарной архитектуре их выпуск за рубежом будет осложнен», — соглашается гендиректор консорциума «Базис» Арсений Брыкин.
Но другого выхода у российской отрасли микроэлектроники сейчас нет, утверждает источник в одном из крупных дизайн-центров.
«Если кратко описывать единственный российский чип, который нам стоит ждать в ближайшее время, это будет процессор, разработанный на RISC-V, выпущенный и упакованный на заводе в Китае. Но не факт, что этот чип можно будет называть российским», — заключил собеседник.