Парламент Эстонии одобрил проект закона, позволяющий использовать для компенсации ущерба Украине замороженные российские активы. Документ предусматривает ответственность лиц и предприятий, напрямую связанных с осуществлением агрессии против Украины или способствующих ей, объяснил председатель конституционной комиссии парламента Хендрик Террас.
По словам Терраса, для компенсации ущерба, нанесенного Украине российским вторжением, могут быть использованы активы, которые «уже заморожены на основании международных санкций и владельцы которых в любом случае не могут их использовать или ими распоряжаться».
Несколько государств сейчас заинтересованы в разработанной в республике правовой схеме изъятия российских замороженных активов, сказал председатель парламентской комиссии, подчеркнув, что Эстония заморозила резервов РФ на 30 млн евро, в то время как остальная Европа и США — на 300 млрд евро. Хендрик Террас добавил, что Таллин готов поделиться своим опытом в данном вопросе.
«Россия — это государство-агрессор. Возмещение нанесенного ей в ходе военных действий ущерба не должно лечь на плечи Украины и ее союзников. За причиненный ущерб отвечает Россия, которая и должна нести эту ответственность», — отметил политик.
Принятый парламентом законопроект позволяет использовать активы частных лиц и компаний, которые были заморожены в рамках антироссийских санкций, в качестве компенсации Украине за ущерб, который ей нанесла Россия в ходе войны. Согласно документу, эстонским властям придется доказывать прямую причастность собственников активов к военной агрессии, при этом российские физические и юридические лица будут иметь право оспорить решение в административном суде.
Эстония стала первой страной в мире, которая приняла подобный правовой акт. За принятие закона проголосовали 65 депутатов парламента из 101, против высказались лишь три парламентария.
Накануне госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Вашингтон намерен передать Киеву замороженные российские активы для восстановления страны. Речь пока идет об активах на $6 млрд, которые Центробанк продолжал держать в Соединенных Штатах перед началом вторжения в Украину.
Основная часть замороженных российских резервов — чуть больше чем на $200 млрд — находится в Европе. Однако власти ЕС пока не спешат конфисковывать их, объясняя это возможной утратой доверия к европейскому рынку госдолга, а также незыблемостью принципов международного права, предоставляющих госсобственности иммунитет. В то же время в Европе не против изъятия и передачи Украине прибыли от попавших под санкции активов России.