Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Страшные сказки, или Прочь, Конек-горбунок! Позор Колобку!

Детская литература развращает наших российских детей, причем уже давно. Это достоверно установили в Союзе российских писателей.
Антропоморфное существо без будущего и без гендерной идентичности
Антропоморфное существо без будущего и без гендерной идентичности Кадр из фильма «Последний богатырь»

Николай Нилов, председатель Совета по детской литературе Союза писателей России изучил 930 современных детских книг и обнаружил в них как минимум пять повторяющихся сюжетов, которые развращают детей. К сожалению, председатель Нилов исключил из своих исследований классические детские книжки, где, оказывается, все эти душеразрушительные сюжеты тоже присутствуют.

Первый сюжет — предательство. Вернее, оправдание предательства. По наблюдению господина Нилова большинство современных детских книг предательство оправдывают. И это возможно. Я не прочел 930 современных детских книг, в отличие от Нилова, зато я хорошо помню «Снежную королеву», где Кай предает Герду, а та прощает и бросается спасать, или «Нарнию», где Эдмунд предает вообще всех, но его прощают, лев Аслан жертвует ради него, предателя, жизнью, а в конце предатель становится даже одним из королей. Что уж говорить о Библии? Там Каин предательски убивает Авеля, но именно дети Каина размножаются и становятся всеми людьми на земле. Видимо, как вредные следует изъять из детских библиотек «Снежную королеву», «Нарнию» и детскую Библию.

Второй разрушительный сюжет, обнаруженный господином Ниловым в детской литературе, — это приключения человекоподобного зверя, существа с размытой антропоморфностью. Герой, который не человек, но выглядит человеком. Зверушка, но одевается в человеческие одежды и говорит человеческим голосом. Господин Нилов полагает, что этакая игра с антропоморфностью развращает нежную психику ребенка. Предположим. Но тогда первыми кандидатами на аутодафе становятся сказки «По щучьему велению», где щука разговаривает, и «Конек горбунок», где разговаривают не только лошадь, но и кит. А уж «Кота в сапогах» костер ждет трижды: за говорящих животных, за собственно котовые сапоги и за великана, который не пойми кто, то ли огромный человек, то ли мышь. «Трое из Простоквашино», «Фиксики», «Маша и медведь», «Губка Боб», «Рыбка Немо» — всех в костер за очевидную антропоморфность животных и неодушевленных предметов. А Лунтик — это вообще кто? Несомненный враг и развратитель по классификации господина Нилова.

Третий разрушительный сюжет, обнаруженный нашим исследователем в детских книгах — это размывание гендерных ролей. Мальчик не должен быть сильным и смелым, а должна, наоборот, девочка. Тут решительному запрету следует подвергнуть книжку «Пеппи длинный чулок», где героиня изначально позиционирует себя самой сильной девочкой на земле. Да и сказка «Цветик-семицветик» вызывает вопросы, ибо мальчик там немощный и на костылях, а девочка распоряжается безграничной волшебной силой цветика.

Четвертую беду современной детской литературы председатель Нилов видит в апологии отклонения от нормы. «Если у героя есть какие-то недостатки, — говорит Нилов, — то в современных детских книжках герой не должен их исправлять, а должен жить с ними». Такую позицию Нилов считает разрушительной. По Нилову Мальчик-с-пальчик должен был бы сидеть дома и пить гормоны роста, а не таскаться по лесам с камешками.

И наконец пятое — Нилов утверждает, что современные детские книжки совершенно не призывают детей задумываться о будущем. Вот тут-то и приходит черед гореть в костре Ниловской инквизиции сказкам «Колобок» и «Курочка Ряба». Ибо никакой жизненной стратегии, ни одной мысли о будущем не было ни у беспечного хлебобулочного изделия (антропоморфного, кстати), ни у деда с его золотым яичком от говорящей курицы. Куда бежал Колобок — в школу? Зачем бил дед золотое яйцо — чтобы просто сожрать?

Впрочем, не все так безнадежно. В помощь господину Нилову мы обнаружили современное произведение литературы и кинематографа, где ни одна из вышеперечисленных отрицательных тенденций не представлена.

Главные герои верны друг другу до самоотверженности. Единственный предатель, как только пытается предать, немедленно попадает в ад. Все персонажи — именно люди, совершенно антропоморфные, некоторые из них, правда, мертвые, но человек же имеет право быть мертвым, не так ли? Все гендерные роли на местах: женщины нежные, мужчины сильные, мама любит папу, папа любит маму, оба заботятся о ребенке. Недостатки постоянно исправляются, герои то и дело работают с психологами. И постоянно думают о будущем, даже видят будущее во снах.

Речь идет о новом фильме Тима Бертона «Битлджус Битлджус». Согласно господину Нилову, именно это произведение является на сегодняшний день идеально скрепоносным.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку