Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Правительство разрешило крупнейшим экспортерам продавать меньше валюты из-за трудностей с расчетами

Вернуть валюту в Россию сложно, но и переход на расчеты в рублях приносит проблемы
Вернуть валюту в Россию сложно, но и переход на расчеты в рублях приносит проблемы Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Трудности с расчетами, из-за которых все больше внешнеторговых платежей переводятся в рубли, заставили власти пойти на новую поблажку крупнейшим экспортерам. Правительство смягчило правила продажи условия продажи валюты 43 крупнейшим экспортерам, которые по указу Владимира Путина должны продавать часть получаемой валюты на российском рынке для поддержки курса рубля. Конкретные условия определяет правительство.

Требований два: возврат валютной выручки в Россию (зачисление на счета в российских банках) и продажа большей части возвращенного. Из-за трудностей с расчетами первый пункт правительство уже смягчило: после введения в июне санкций на Московскую биржу и остановки торгов долларом и евро доля валютной выручки, подлежащей репатриации, была снижена с 80% сначала до 60%, а затем и до 40%.

Теперь дело дошло до второго требования: продавать по-прежнему надо 90% возвращенной валюты – но теперь не меньше четверти от общей экспортной выручки. Этот порог понижен вдвое – раньше надо было продавать минимум половину всей выручки.

С этим требованием с самого начала были проблемы: из-за санкций и проблем с платежами значительная часть расчетов за экспорт была переведена в рубли. Сложилась противоестественная ситуация, жаловались экспортеры: те, у кто получает больше половины доходов от экспорта в рублях, вынуждены покупать валюту только для того, чтобы потом продать ее и таким образом выполнить требование властей. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признавала эту проблему «круговорота рублей», которая, по ее словам, не влияет на курс рубля, а лишь приносит бизнесу дополнительные издержки. Замруководителя Росфинмониторинга Герман Негляд говорил, что проблему можно решить в индивидуальном порядке на межведомственной комиссии при Минфине.

На рубли в этом году приходится примерно 40% оплаты экспорта, в том числе около 60% в торговле с Европой (оплата за газ по указу Путина возможна только в рублях), и власти наконец решили привести свои требования в соответствие с реальностью. Прежние правила создали «странную конструкцию, когда выручку можно не возвращать, но продавать обязан», отмечает экономист Егор Сусин, и с учетом большой доли рублей «этот диссонанс значим». Экспортеры получат дополнительное пространство для маневра в условиях усложнившихся и постоянно меняющихся условий проведения операций с валютой, считает экономист Дмитрий Полевой.

Участников рынка удивило время, выбранное для объявления о решении проблемы, о которой давно известно. Постановление правительства вышло в пятницу вечером, за полдня до истечения срока, которые США дали на завершение всех операций с Московской биржей и ее структурами. «Тайминг объявления решения не выглядит удачным», – пишет Сусин. Возможно, тайминг связан в том числе с дедлайном для биржи, полагает Полевой.

На курсе рубля, по мнению экспертов, поблажка не отразится. Эффективная доля продаж, вероятно, будет близка к средне-исторической (определяется потребностью в рублях), но формальные обязательства по продаже валюты будут меньше, рассуждает Полевой. По мнению Сусина, «влияние смягчения, вероятно, уже реализовалось»: по данным ЦБ, в сентябре крупнейшие экспортеры (их список не совпадает с перечнем из указа Путина, ни один из них не раскрывается; ЦБ сообщает данные об операциях 29 компаний) сократили чистые продажи валюты на 30% до $8,3 млрд. Сусин, однако, видит риск в том, что таких продаж может оказаться недостаточно для стабильности рубля: по его «прикидкам», для компенсации оттока валюты нужно $10-11 млрд в месяц – примерно столько и продавалось в течение последнего года.

«В прошлом такой дефицит предложения валюты стоил бы курсу рубля к доллару 4-6 руб., и их уже сделали с лета (курс доллара вырос с 91,2 до 96. – ТМТ). Но в условиях, когда импорт менее чувствителен к курсу, влияние может быть более значимым и более устойчивым в моменте», – рассуждает Сусин. Реальность этого риска, по его мнению, можно будет оценить в конце октября после завершения налогового периода.

Вернуть валюту в Россию становится все сложнее. Все больше выручки российских экспортеров остается за границей. В сентябре, по предварительной оценке ЦБ, иностранные активы России выросли на $9,5 млрд, а с начала года – на $50,3 млрд в том числе в связи с увеличением сроков перечисления валютной выручки из иностранных банков в российские. Правительство ранее увеличило срок зачисления валюты на счета в российских банках с 90 до 120 дней.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку