Традиционно считается, что победа Дональда Трампа на выборах в США выгодна Кремлю: Трамп, по его словам, способен поладить с Владимиром Путиным и договориться о прекращении войны в Украине, которой явно придется пойти на уступки. Но если Путин не хочет сейчас заканчивать войну, которая стала смыслом его правления (и его исторической миссии, как он ее видит), то ему может быть выгоднее победа Камалы Харрис.
Выигрыш Трампа на выборах 2016 г. обрадовал обитателей Кремля, но ставка себя не оправдала: по итогу его правления отношения между Россией и США ухудшились, а санкции – ужесточились. На ближайших выборах, пошутил два месяца назад Путин, Кремль поддерживает Камалу Харрис – якобы потому, что к этому призвал Джо Байден (предпочтительный, по словам Путина, кандидат Кремля) и потому что она «заразительно смеется». И все-таки в Москве надеются, что победа Трампа создаст окно возможностей для урегулирования военного конфликта в Украине на российских условиях, говорят наблюдатели и инсайдеры. В пользу этого говорит и то, что российская дезинформационная кампания, по данным спецслужб США, направлена именно против Харрис, тогда как, например, иранская – против Трампа.
Российская элита находит в Трампе много привлекательного, пишет Politico: ей не чужды ни показная демонстрация богатства, ни автократические замашки, ни конспирологическое мышление. Профессор Новой школы в Нью-Йорке Нина Хрущева, правнучка бывшего советского лидера Никиты Хрущева, сказала изданию:
Путин – невысокий, тщеславный человек. Кремлю нравится, что высокий, богатый Трамп испытывает абсолютное благоговение перед Путиным. Это дает Путину [дополнительное] преимущество».
Но больше всего Кремль привлекает стремление Трампа побыстрее покончить с войной в Украине. Хотя Трамп так и не прояснил, как он собирается остановить ее «за 24 часа», вряд ли этого можно добиться без территориальных уступок со стороны Украины; к тому же идущий с ним в паре Джеймс Вэнс категорически отказывается продолжать финансировать Киев. «Путину отчаянно нужна победа, – говорит политолог и бывший спичрайтер Путина Аббас Гяллямов. – Затягивание конфликта, в котором он не может выиграть, не способствует его легитимности».
Слова Путина о поддержке Харрис Галлямов считает «обычным КГБ-шным прикрытием с целью поддержать Трампа».
Но Трамп далеко не всегда держит слово: во время первого срока он, хоть и выказывал всячески свое расположение к Путину, ужесточил санкции и вывел США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. А сейчас обещание Трампа быстро закончить войну в Украине, даже с уступками в пользу России, может оказаться не самым предпочтительным результатом для Путина, полагает Хрущева. Путин все поставил на эту войну и «будет вести ее столько, сколько ему нужно, сколько он хочет и может».
Продолжение конфликта также даст возможность Путину не задумываться о том, как возвращать милитаризованную экономику на мирные рельсы. «Через несколько волн привыкания к изменяющимся условиям российская экономика позволит Кремлю пережить войну – а вот вопрос, сможет ли она адаптироваться к последующему миру, пока остается открытым», – отмечает Владислав Иноземцев, cооснователь и ведущий эксперт Европейского центра анализа и стратегий.
Харрис обещала поддерживать Украину столько, сколько необходимо, но пока держится в русле политики Байдена; в частности, она не поддержала просьбу Владимира Зеленского разрешить дальнобойные удары западными ракетами по российской территории и пригласить Украину в НАТО. При этом она считается представителем другого политического поколения, менее ориентированного на тесное сотрудничество между США и Западной Европой, как во времена холодной войны, пишет Bloomberg. Некоторые политики в Европе считают ее в большей степени калифорнийкой, чем представителем истеблишмента восточного побережья США, больше заинтересованной в делах Индийско-Тихоокеанского региона (откуда родом ее мать). При этом сдерживание Китая – один из тех редких вопросов, где позиции республиканцев и демократов полностью совпадают.
Стремление Трампа выйти из дорогостоящей войны в Украине будет сдерживаться опасениями, что внезапное прекращение поддержки Вооруженных сил Украины может спровоцировать их катастрофическое поражение, полагают аналитики Bloomberg Economics: «В результате скорее всего, американская помощь сократится, что ослабит боевые позиции Украины и заставит Европу заполнить образовавшуюся брешь, при этом не открывая двери для немедленной победы России. А для союзников по НАТО угроза Трампа отказать в поддержке любой стране, не выполняющей свои финансовые обязательства, станет дополнительным стимулом для увеличения расходов на оборону».