Россия открыта для мирных переговоров с Украиной, заявил президент Владимир Путин на церемонии вручения верительных грамот иностранными послами в Кремле. «Россия не только готова к переговорам, но на известном этапе — в самом начале этого конфликта — вела эти переговоры», — сказал он. Путин напомнил, что в марте 2022 года в Турции был выработан «взаимоприемлемый договор, парафированный с украинской стороны», но в итоге Киев отверг его «по совету извне».
Путин уже в четвертый раз за две недели заявляет о готовности к переговорам с Украиной. 18 октября на встрече с руководителями СМИ стран БРИКС он отмечал, что Россия согласна вести диалог о завершении войны, но только на основе соглашений, выработанных весной 2022 года.
Президент вновь поднял эту тему 24 октября на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в Казани. Он заявил, что Украине на фоне потерь на поле боя стоит вернуться к диалогу об урегулировании с Россией. «Лучше бы, конечно, исходя из реалий и опираясь на то, что складывается на земле, сесть за стол переговоров», — сказал Путин.
Уже на следующий день, 25 октября, он заявил, что готов идти на «разумные компромиссы» с Украиной, но исход войны «должен быть в пользу России» и учитывать «те реалии, которые складываются на поле боя». «Без всяких сомнений, никаких уступок мы здесь делать не собираемся, никаких разменов не будет», — подчеркнул Путин в интервью для программы «60 минут».
После этого в Украине заявили, что война должна завершиться «полным и безоговорочным» выводом российских войск со всей территории страны. Глава офиса президента Андрей Ермак отметил, что в Киеве готовы учитывать мнения других заинтересованных в урегулировании сторон, однако «любые корректировки должны основываться на международном праве и справедливости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины», а также на ее «полном суверенитете». При этом Ермак исключил какие-либо «предложения, которые ставят под угрозу существование» страны и ее право на самоопределение.
Одним из условий для начала мирных переговоров, которые Путин выдвинул летом, был вывод украинских войск из Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей и признание этих регионов частью России. Помимо этого он требовал согласия Киева на нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус. Президент Украины Владимир Зеленский назвал эти условия ультиматумом.
В начале ноября источники Die Zeit сообщили, что Москва и Киев ведут непубличные переговоры на уровне политических советников для определения возможных уступок. В частности, стороны обсуждают отказ от ударов по энергообъектам, обмен пленными, возобновление зерновой сделки, возвращение украинских детей, а также дальнейшую судьбу аннексированного Крыма. Встречи происходили в Киеве, Давосе, Копенгагене, Джидде и других городах. На них присутствовали представители стран «Большой семерки» и Китая.
О том, что Украина и Россия при посредничестве Катара возобновили переговоры о взаимном прекращении ударов по объектам энергетической инфраструктуры, сообщали также источники Financial Times. Впрочем, Ермак отрицал факт прямых контактов между странами, отмечая, что вопрос обсуждался на «тематической конференции», соорганизатором которой был Катар, и без участия России. В то же время он выражал готовность к заключению соответствующего соглашения, но только через посредников — по схеме, аналогичной зерновой сделке.