ЛОНДОН, 2 дек (Рейтер) - Стоимость привлечения заемных средств Францией в четверг впервые в истории фактически сравнялась с уровнем, который вынуждена платить Греция. Такой резкий разворот в рыночных оценках кредитоспособности двух стран вызван опасениями о том, что правительство Мишеля Барнье может развалиться.
Французские ультраправые и левые оппозиционные партии пригрозили свергнуть кабинет Барнье из-за предложенного им бюджета, который предусматривает повышение налогов и сокращение расходов на 60 миллиардов евро ($63 миллиарда).
Участники рынка облигаций опасаются, что крах правительства будет означать прекращение каких-либо усилий, направленных на снижение госдолга.
«Голосование о вотуме недоверия сведет на нет прогресс, достигнутый при подготовке текущего бюджета, и спровоцирует новый период политической неопределенности», - сказал Мишель Тюкке из ING.
Парламентская фракция ультраправых твердо намерена обрушить кабинет Барнье, подтвердил ее лидер Жордан Барделла в понедельник.
В разгар кризиса суверенного долга еврозоны в 2012 году стоимость заимствований Греции, измеряемая доходностью ее 10-летних облигаций, превышала аналогичный показатель Франции более чем на 37 процентных пунктов из-за тревог вокруг возможного дефолта Греции <GR10FR10=RR=.
Прошло 12 с половиной лет, и в четверг спред между доходностью греческих и французских бондов составил 0,02 процентного пункта.
Растущий уровень госдолга Франции в течение многих лет постепенно снижал преимущества страны на рынке облигаций. Премия за риск, которую инвесторы требуют за покупку французских облигаций по сравнению с аналогами других стран еврозоны, еще больше возросла в июне, когда Эмманюэль Макрон объявил внеочередные выборы. По их итогам ни одна из партий не получила абсолютного большинства, и Макрон поручил сформировать Барнье правительство меньшинства.
Тем временем Португалия, Италия, Греция и Испания, получившие во время долгового кризиса ироничный акроним PIGS, сократили уровень суверенного долга, что сделало их облигации более привлекательными.
До кризиса в еврозоне греческий госдолг уже достигал 100% от ВВП, а в 2020 году, с приходом пандемии COVID-19, превысил отметку в 200%. Но с тех пор показатель сократился примерно до 160% от ВВП, и экономисты ожидают его дальнейшего снижения.
Долг Франции исторически высок - на уровне 112% от ВВП - и продолжает расти. Париж потратил огромные суммы на борьбу с последствиями COVID-19 и конфликта в Украине, тогда как налоговые поступления заметно ниже ожиданий.
«Даже если правительство добьется консолидации, дефицит французского бюджета всё равно будет довольно высоким», - полагает Макс Китсон из Barclays.
«Если вы посмотрите на соотношение долга к ВВП Греции, то увидите, что оно снижается, в отличие от растущего показателя Франции».
Ирландия, Испания и Португалия также много сделали для того, чтобы сократить свой долг, благодаря чему - а также программе покупок облигаций Европейским центробанком - доходность госбондов в этих странах упала ниже уровня во Франции.
Положительным моментом для Парижа является то, что в абсолютном выражении доходность французских гособлигаций не выросла резко и фактически снизилась примерно на 16 базисных пунктов с начала ноября.
Рейтинговое агентство S&P Global Ratings в пятницу подтвердило суверенный рейтинг Франции «АА минус» со стабильным прогнозом. Агентства Fitch и Moody's в октябре понизили свои прогнозы для французского госдолга.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Гарри Робертсон)