Шесть оппозиционных партий в южнокорейском парламенте начали процедуру импичмента президента Юн Сук Ёля после того, как он вверг страну в политический кризис, ненадолго введя военное положение. Многим корейцам попытка руководителя государства не допустить отставки своих сторонников напомнила события времен диктаторских режимов полувековой давности.
Демократическая партия, имеющая большинство в парламенте, и пять других оппозиционных партий в среду инициировали процедуру импичмента; обсуждение этого вопроса планируется провести в четверг, а голосование – в пятницу или субботу, сообщает Financial Times. Демократическая партия также объявила, что выдвинет обвинения в государственной измене против Юна и министров обороны и безопасности, поскольку объявление военного положения, по ее мнению, было незаконным.
«Юн – человек, который может нажать на кнопку, чтобы начать войну, или снова объявить военное положение. Он тот, кто может поставить Южную Корею в угрожающую ситуацию, – заявил лидер одной из оппозиционных партий Чо Кук. – Мы должны немедленно приостановить его президентские полномочия, объявив ему импичмент».
Днем ранее Юн объявил военное положение, объяснив свое решение действиями Демократической партии. Поводом стал законопроект о сокращении государственного бюджета на рекордные 4,1 трлн вон (около $3 млрд), а также планы отправить в отставку генерального прокурора и руководителя Счетной палаты. Юн обвинил оппозицию в попытке дестабилизировать страну и отстранить его от власти.
После этого армия и спецназ начали занимать позиции на улицах. Генерал Пак Ан Су, назначенный президентом руководителем экстренного режима, приостановил работу парламента и всех политических партий. Однако депутаты не послушались и отменили военное положение. Сделать это президента призвала и его собственная партия. Юн повиновался.
Последний раз военное положение вводилось в Южной Корее 44 года назад. Многим жителям решение Юн Сок Ёля напомнило кровавые разгоны народных выступлений в те времена, когда в стране еще не установилась демократическая форма правления. «Я тут же вспомнил 1980-й год, страх и отчаяние, которые мы тогда испытывали», – рассказал The New York Times депутат парламента Чунг Чин-ук. Во вторник, когда спецназовцы высадились из вертолетов, приземлившихся на лужайке перед зданием парламента, в зале заседаний чувствовались «неописуемые страх и ярость, а также ощущение, что в этот раз мы не можем проиграть», добавил он. В зале присутствовало 190 депутатов из 300; все они единогласно проголосовали за отмену решения президента о введении военного положения.