Никаких сюрпризов, разумеется: 312 выборщиков поддержали Дональда Трампа, 226 Камалу Харрис. Теперь к Рождеству сертификаты об итогах будут доставлены в Вашингтон, а 6 января состоится специальная сессия Конгресса, на которой итоги будут уже утверждены на федеральном уровне.
На 20 января назначена инаугурация, после которой Трамп официально вступит в свои президентские полномочия.
Во внешней политике Трамп уже и до инаугурации умудрился стать мировым лидером. После ноябрьских выборов он уже принимал в своей резиденции в Мар-а-Лаго иностранных лидеров. В начале декабря в Париже на открытии Нотр-Дама встречался с другими лидерами в статусе фактически главы государства. Но интереснее и то, что в отличие от многих других президентов, у него, судя по всему, будет больше пространства для маневра в отношении военных расходов.
Традиционно избранный президент США до октября следующего года исполняет бюджет, принятый предшественником и предыдущим созывом Конгресса. В случае Трампа – бывший и теперь будущий президент фактически оказывал влияние на бюджетный процесс, не имея никаких полномочий. В прошлом году, к примеру, не без влияния Трампа республиканская фракция в Палате представителей отказывалась принимать военный бюджет.
Камнем преткновения были статьи расходов, связанные с помощью Украине. Из-за задержек к началу октября с целью избежать шатдауна, военный бюджет был принят лишь на ограниченный период и потом доутверждался несколько раз.
В этот раз годовой бюджет вновь не получился сразу. В конце сентября были приняты расходы лишь до середины декабря. И вот теперь в ходе очередного бюджетного голосования военные расходы были согласованы лишь на период до марта 2025 года.
Президент Байден – хромая утка и не имеет особого влияния на то, что происходит на Капитолийском холме. Во внешней и оборонной политике следующего президента, как правило, наблюдается очень сильная инерция предыдущей администрации, во всяком случае в первый год. Кстати, большинство доктринальных документов типа Стратегии национальной безопасности появляются на второй или даже третий годы действующей администрации.
Интересно, что в марте бюджет на оставшийся период будет принимать уже другой созыв Конгресса. В новом составе Демократическая партия уже потеряла контроль над Сенатом, поэтому республиканцы будут принимать бюджет при активной координации с Белым домом под управлением новой президентской администрации. Это дает намного больше пространства для политического манёвра Дональду Трампу – по сравнению со многими другими президентами.
В принимаемом на этой неделе Палатой представителей бюджете предусмотрено увеличение военных расходов, в первую очередь для того, чтобы усилить возможности сдерживания военных угроз национальной безопасности США в Европе и в Тихоокеанском регионе. В частности, в планах – усилить региональное командование INOPACOM, учредить совместные военные штаб-квартиры в Японии и Австралии.
США планируют противостоять России как на европейском направлении, так и на тихоокеанском – в контексте российско-китайского сотрудничества. Особое внимание уделяется технологическому превосходству американских вооруженных сил, большие средства планируется потратить на разработки, на инновации и модернизацию действующих вооружений, в том числе ядерных. В пакете на ближайшие три месяца предусмотрены расходы на поддержку Израиля и Украины, а также средства на борьбу с террористическими силами в Сирии.
По ключевым направлениям военных расходов демократы и республиканцы не конфликтовали. Небольшим камнем преткновения стало положение о предоставлении медицинских услуг детям военнослужащих в области смены пола. По мнению представителей Демократической партии, дети военнослужащих должны иметь доступ ко всем возможным медицинским услугам. Республиканцы же полагают, что гендерный переход не должен финансироваться из бюджетных средств. Палата представителей приняла законопроект о военном бюджете, исключив это положение, но теперь предстоит голосование в Сенате. Всего на Министерство обороны предполагается выделить 884 млрд долларов.
Первый срок Трампа в самом деле отличался тем, что за четыре года Вашингтон не начал ни одной новой военной кампании – хотя Трампа сложно назвать пацифистом. Именно Трамп обеспечил предоставление вооружений Украине, Грузии, Тунису. За первую трамповскую четырёхлетку происходила заметная милитаризация киберпотенциала и космических программ.
По опыту прошлых лет, во время промежуточных выборов в Конгресс через два года после избрания президента оппозиционная партия берет реванш и получает контроль хотя бы над одной или даже над обеими палатами Конгресса. После этого у Белого дома вновь возникают определённые ограничения. Демократическая партия отчаянно работает над тем, чтобы в 2026 году отыграть позиции и имеет неплохие шансы.