Ракета «Орешник», запущенная российскими военными по украинскому городу Днепр 21 ноября, не является новейшим оружием, каковым ее пытался представить президент РФ Владимир Путин. Экспертиза обломков показала, что некоторые части были изготовлены более семи лет назад. По данным источников украинского портала Defense Express, «Орешник» могли собрать в 2017–2018 годах на базе межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Ярс» и с тех пор он лежал на складе.
На одной из деталей «Орешника» были найдены серийный номер и дата производства — 12 апреля 2017 года. Именно в этом году Россия собиралась начать развертывание стратегического ракетного комплекса РС-26 «Рубеж», который был дальнейшим развитием проекта РС-24 «Ярс». Но в марте 2018 года Минобороны отказалось от планов по внедрению Р-26 в свой арсенал и исключило его из госпрограммы вооружений до 2027 года, сосредоточившись на гиперзвуковом РК «Авангард».
Эксперты считают, что разработку «Орешника» начали более 7 лет назад, как минимум в 2010-х, потому что 2017-й — это год производства конкретной детали, которую должны были использовать для готового проекта. Defense Express также обращает внимание, что найденная деталь имеет индекс «ЕФИТ 302811.002». Аналитики связывают эту маркировку с Научно-производственным центром автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина (НПЦАП), который входит в «Роскосмос» и поставляет системы управления для ракет «Зенит», «Протон-М» и разгонных блоков «Фрегат». Это позволяет предположить, что НПЦАП также оснащает «Орешник», который собирается из компонентов МБР «Ярс».
О том, что «Орешник» нельзя считать передовой разработкой, ранее говорил инженер-ракетчик, бывший сотрудник КБ «Южное» Александр Кочетков. По его словам, система представляет собой укороченную версию «Ярса» с бо́льшим числом боеголовок. «Боевая эффективность „Орешника“ без ядерного оснащения крайне сомнительна — это все равно что карьерным самосвалом пиццу развозить. Точность будет плюс-минус 100 метров, а то и хуже, а обычной взрывчатки каждая боеголовка может нести около 100 кг — то же самое, что российская система залпового огня „Торнадо“, которую агрессор использует с начала вторжения», — подчеркивал Кочетков.
В Пентагоне пришли к выводу, что «Орешник» является модифицированной версией РС-26 «Рубеж», которую испытали еще в 2011 году. Минобороны Великобритании также считает «Орешник» вариантом этой МБР, отмечая, что Россия располагает ограниченным запасом таких ракет. Технические характеристики «Орешника» остаются неизвестными. Однако если предположить, что конструкция идентична РС-26, то стартовая масса ракеты может достигать 40–50 тонн, а дальность полета — 6000 км.
Путин, рассказывая о запуске «Орешника» по Днепру, утверждал, что это были испытания новой баллистической ракетной системы средней дальности. По его словам, в результате удара был поражен «объект оборонно-промышленного комплекса» Украины — речь шла о заводе «Южмаш», который производит ракеты и другое вооружение. Путин отмечал, что «Орешник» не является стратегическим вооружением или МБР, однако противодействия этой системе в мире якобы не существует, поскольку она атакует цели со скоростью 10 махов, то есть 2,5–3 километра в секунду. Впрочем, существенных повреждений «Южмашу» эта ракета не нанесла, о чем свидетельствовали спутниковые снимки, проанализированные z-каналами.
По данным источников The Moscow Times (TMT), использование якобы новейшей ракеты «Орешник» было специальной пропагандистской операцией по запугиванию западных политиков и граждан, придуманной после того, как США и их союзники по НАТО разрешили ВСУ бить ракетами ATACMS и Storm Shadow по России. В этой операции принимали участие кремлевские пиарщики. Сначала был нанесен сам удар, видеозаписи которого распространили в соцсетях и иностранных СМИ. Затем в ходе брифинга официальному представителю МИД РФ Марии Захаровой позвонил куратор СМИ в Кремле Алексей Громов и потребовал не комментировать атаку. Кульминацией стало выступление Путина на саммите ОДКБ. При этом собеседники TMT отмечали, что у России нет существенных запасов «Орешника», а для выхода на массовое производство этих ракет понадобятся годы.